AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Category:

Думавшие, что напинали Иммельману


      Как известно [всем, кому это интересно], герой-орденоносец и национальный герой Германии оберлейтенант Макс Иммельман сложил голову в ходе воздушного боя 18 июня 1916 года. Англичане бьют себя пяткой в грудь, что его сбил стрелок F.E.2b, но немецкая комиссия по расследованию пришла к заключению, что Лильский Орел (a.k.a. Саксонский Макс) погиб в авиакатастрофе (неисправность синхронизатора, отстрел лопасти винта, сильная вибрация и разрушение конструкции самолета).

      Впрочем, эта история слишком известна, чтобы на неё стоило тратить время, поэтому я расскажу про другой случай...

      В среду 31 мая 1916 года в первой половине дня на участке между Лилем и Аррасом неприятельская авиация не появлялась, но из соседнего сектора пришло сообщение о группе из 7 самолетов противника, которая пересекла линию фронта около деревни Серр и направляется на восток к Бапому и далее на Камбре.
      Сообщение было точным, 23-я эскадрилья RFC выполняла разведывательный полет силами семи самолетов:
  "Мартинсайд" G.100 "Элефант"
7280	1AM D.A.R.Chapman
7287	2Lt J.C.Griffiths
  F.E.2b
5215	Cpt H.Wyllie / Lt A.N.Solly
5235	2Lt E.F.Allen / Lt L.C.Powell
5249	2Lt A.T.Watson / 2Lt C.L.Blake
6345	2Lt A.Cairne-Duff / Cpl G.Maxwell
6354	2Lt D.C.Cloete / 2Lt C.E.Pither
      F.E.2b - это основное вооружение эскадрильи, "Элефантов" же было всего несколько штук. "Слон" исходно разрабатывался как дальний разведчик/бомбардировщик, но затем у англичан случился "бич Фоккера", и им срочно понадобились самолеты воздушного боя. Поэтому два новых бомбардировщика (G.100 и B.E.12) были переквалифицированы в истребители, хотя для этого они были слишком большие и тяжелые.
      В конце концов это решение признали ошибочным и самолеты вновь перевели в разряд аппаратов для бомбометания, но в описываемый период они все еще считались истребителями. Тем не менее, в росписи ролей на вылет 31 мая разведчиком числится "Мартинсайд" эр-механика 1-го класса Чэпмена, а все остальные проходят как его эскорт. Вероятно, на 7280 была смонтирована фотокамера, такая же, как показанная на фотографии ниже.

[посмотреть фотографии самолетов 23 Sqn]

"Элефант" сер.№ 7281, состоявший на балансе 23-й эскадрильи с конца марта по конец мая 1916 года.
И крупно район кабины с пулеметной установкой и фотокамерой.



Весна 1916, аэродром 23-й эскадрильи. Видны F.E.2b сер.№ 5208 и (за ним) 6355.


"Борт 6352" из той же эскадрильи, сбитый Иммельманом 29 марта.


      KEK III (так теперь назывался истребительный компонент FFA 62) подняла на перехват три самолета. Кроме Иммельмана полетел имевший уже 2 победы на счету лейтенант Макс "Баварский Макс" Мульцер [Max Mulzer] и новый летчик истребительной команды унтерофицер Вольфганг Хайнеман [Wolfgang Heinemann].
      После взлета трио направилось в юго-западном направлении, постепенно набирая высоту. Маршрут движения противника оказалось легко установить по разрывам зенитных снарядов, поэтому трудностей с перехватом не возникло. Немцы вышли на цель западнее Камбре (немецкие данные уточняют, что между Камбре и Бапомом) как раз в тот момент, когда англичане начали разворачиваться в сторону Арраса.
      На развороте два нижних британца немного оторвались от остальной группы, и одного из них сразу же атаковал Иммельман. Он всадил в так называемый "виккерс" (а для немцев все английские "пушеры" были "Виккерсами") порядочно пуль, и тот перешел в крутое планирование в юго-западном направлении. Увидев, что за "подранком" погнался Мульцер, ас оставил добивание на него, а сам решил заняться уничтожением следующего противника.
      Он развернулся обратно к английской группе и увидел, что Хайнеман атакует самый нижний её самолет и явно не замечает, как на него сверху "сыпятся" сразу два биплана. Расстояние было слишком большое, поэтому ас даже не пытался прицелиться, а просто открыл заградительный огонь, совершенно не надеясь в кого-то попасть и расчитывая лишь отвлечь атакующую пару от своего ведомого.
      Он нажал на гашетки и непрерывно стрелял, не заботясь о расходе боеприпасов. Внезапно его самолет страшно затрясло. На одних инстинктах, он сразу же выключил зажигание и перекрыл подачу топлива в двигатель, но на последних тактах работы мотора произошел особенно сильный рывок, бросивший машину в неуправляемое пикирование.
      С большим трудом летчик все же сумел перевести самолет в горизонтальный полет. После выключения двигателя и уменьшения скорости полета, тряска уменьшилась, но все еще оставалась опасной, и самолет время от времени резко бросало вбок или вниз. К тому же что-то случилось с тросами управления, и педали начали ходить в холостую. К счастью, ручка управления все еще действовала, и Иммельман очень медленно и осторожно снизился и совершил посадку на первой попавшейся по пути ровной площадке.
      После беглого осмотра самолета он сразу же понял, что произошло, и как ему при этом повезло. Во время длинной очереди произошел сбой в работе синхронизатора, и пули буквально срезали под корень одну из лопастей винта. Вторая лопасть при этом осталась целой, и это привело к сильнейшей вибрации, на которую конструкция самолета расчитана не была. В результате лопнула большая часть стоек, поддерживающих двигатель, а остальные погнулись. В целом машина была буквально в шаге от того, чтобы развалиться на куски.
      Но все хорошо, что хорошо кончается, и Иммельман остался цел, его "Фоккер" был признан ремонтопригодным, и товарища он успешно защитил от атаки. А на атакованном им ранее F.E.2b сер.№ 6345 были ранены оба члена экипажа и разбит двигатель. Англичане совершили вынужденную постадку рядом с железнодородной станцией у Энши-ан-Артуа [Inchy-en-Artois] (западней Камбре). Победу над ним засчитали Мульцеру [и этот эпизод показывает, что Иммельман при всем своем соперничестве с Бёльке личный счет во главу угла вовсе не ставил, а в первую очередь заботился о деле].

      По английским данным три "Фоккера" зашли со стороны солнца и атаковали с пикирования (по немецким противники находились на одной высоте). Воздушный бой прошел над Маркьоном [Marquion] (населенный пункт на дороге Камбре – Аррас, ближе к Камбре), в нем британцы потеряли один самолет, остальные машины вернулись на свой аэродром, пусть и с потерями: два "Фи" получили повреждения, наблюдатель на одном из них (лейтенант Пауэл) был убит пулей в голову в тот момент, когда кричал летчику, чтобы тот задрал нос самолета вверх и дал возможность стрелять назад над верхним крылом (явно "работа" Хайнемана, или Мульцера). Причем в рапорте значится, что наблюдатель погиб уже после того, как один из "Фоккеров" начал падать "явно пораженный огнем F.E.".
      Падать моноплан начал сразу после того, как атаковал самолет ведущего группы капитана Хэролда Уайли [Harold Wyllie] и наблюдателя лейтенанта Артура Н. Солли [Arthur N.Solly]. Кто именно его "явно поразил", англичане так и не поняли, поэтому победа категории "Out of Control" (что в переводе с военно-бюрократического означает "самолет вроде сбили, но падения не наблюдали") была записана на пять экипажей, включая "Элефант"-разведчик и погибшего стрелка, но исключая второй "Мартинсайд" и сбитый F.E.2. Для упомянутого выше лейтенанта Солли это была первая победа, позже он одержал еще одну в качестве стрелка F.E.2 и 7 после получения пилотского диплома.

      В бою 31 мая Иммельман участвовал на истребителе "Фоккер" E.IV. Причем пишут, что не на абы каком, а на своем персональном борте E127/15, на котором он летал и в дальнейшем. Фотографии этого самолета были в одном из предыдущих постов.
Tags: ww1, Британское Содружество, Германия, асы WW1, самол.Fokker, самол.Martinsyde, самол.RAF/RAE
Subscribe

  • ... извращения (387)

    боковик из “Luftwaffe Fighters Aircraft Profile Book No 3” Ta 152H, приписанный ко штабу JG 301, на котором 22 марта 1945 командир этой части…

  • Истребители USAAF в Великобритании, июль 1942 – июнь 1943

    Самолёты в наличии на конец каждого месяца (в т.ч. в ремонте и на базах хранения) всего P-38 P-39 P-40 P-47 другие 6/42 0 7/42 239 80 - - -…

  • ... извращения (386)

    боковик из журнала Авьён № 230 Spad 13 сер.№ S15654 из состава эскадрильи Spa.88, в октябре 1918 закреплённый за су-лейтенантом Марселем Коаду.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments