AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Напинавшие Иммельману, эпизод V (заключительный)


        25 апреля 1916. Иммельман уже оберлейтенант, на его счету 14 подтвержденных побед и он ненадолго (всего на неделю на самом деле) вышел на первое место в списке асов Первой Мировой войны, обогнав своего друга и извечного соперника Освальда Бёльке.


        Около 11 утра он отправился на очередное патрулирование. Весной 1916 года немцы уже часто летали парами, но в этот раз ас вылетел в гордом одиночестве.
        Южнее Бапома он встретил два английских биплана, летевших на 700 метров ниже него. На самом деле рядом с парой англичан и, скорее всего, ниже их должен был шляться еще по меньшей мере один самолет, но, рассказывая об этом эпизоде, Иммельман о нем (о них) не упоминал.
        Не став терять время зря, немецкий летчик спикировал и на максимальной скорости атаковал одного из противников. После первых же выстрелов атакованный аппарат завалился на бок, так что Макс решил, что дело уже сделано, но его радость оказалась преждевременной. Это был всего лишь маневр уклонения.
        И как-то сразу "почти сбитый" противник оказался на хвосте своего несостоявшегося победителя и сам начал поливать его огнем. Напарник англичанина тоже не преминул поучаствовать в "веселье" и положение Иммельмана быстро стало критическим. Он немного "порыпался", но не мог ни сбросить противника с хвоста, ни атаковать толком.
        Спасаясь бегством, ас перевел самолет в пикирование. К счастью для него, англичане преследовать его не стали, и километром ниже он вывел истребитель в горизонтальный полет и, от греха, взял курс на базу.
        После посадки он осмотрел свой "Фоккер" и насчитал 11 попаданий: был пробит бензобак, прострелена одна из лопастей пропеллера, перебиты несколько труб фюзеляжной фермы и одна из стоек шасси. Однако, в целом повреждения оказались не слишком серьезными, и к утру машину вернули в строй.
        Описывая неудачный бой, Иммельман не посчитал нужным как-то идентифицировать противостоявшие ему бипланы, или хотя бы дать описание их внешнего вида. А описывать было чего: из английских документов нам известно, что это были истребители DH.2 - аппараты весьма своеобразные и при всех внешней архаичности обладавшие отличными летными данными (в особенности по сравнению с "айндеккерами").
        "Де-Хэвилленды" наряду с "Бэби-Ньюпорами" считаются убийцами "Фоккеров"-монопланов, а E.IV, на котором тогда летал Иммельман, по сравнению с "Фоккерами" более распространенных модификаций был более мощным, скоростным, скороподъемным и лучше вооруженным, но при этом более тяжелым, а значит менее маневренным. Поэтому результат "догфайта" был вполне закономерным.

[зырк на E.IV]


        Пара фотографий Иммельмана в кабине своего персонального истребителя "Фоккер" E.IV сер.№ E127/15, на котором он участвовал в воздушном бою 25 апреля 1916.





        Противниками Иммельмана в том бою были летчики 24-й эскадрильи RFC лейтенант Джон О. Эндрюс [John O.Andrews], летевший на DH.2 сер.№ 5958 и 2-й лейтенант Сидни Э. Коуэн [Sidney E.Cowan] на № 5925. Оба этих пилота попали на фронт в феврале месяце, когда их эскадрилья (первая английская одноместно-истребительная) отправилась во Францию. За два прошедших месяца они уже приобрели кое-какой опыт, но пока еще не сумели одержать ни одной победы.

[зырк на DH.2 сер.№ 5925]


        Линейка самолетов 24-й эскадрильи. Снимок июля 1916 (т.е. по сравнению с апрелем окраска могла отличаться и достаточно сильно).


        Борт 5925 более крупно.


        И, до кучи, тот же самолет в еще более позднее время




        25 апреля они несколько раз летали на сопровождения разведчиков, и когда на них нарвался Иммельман, прикрывали B.E.2c из 15-й эскадрильи. Судя по всему, немецкого аса тогда спас правильный подход англичан к выполнению функций эскорта и нежелание оставлять без присмотра своих подопечных даже для добивания противника. В тот день Эндрюс и Коуэн поучаствовали в нескольких боях с "Фоккерами", успешно отразив все их атаки, но на победы не претендовали, каждый раз честно докладывая только про "вышел из боя". В официальном коммюнике RFC, в котором описывались их деяния того дня, была особо отмечена легкость, с которой они тогда переманеврировали противников.

Сидни Э. Коуэн

        Первую победу Коуэн одержал 4 мая, асом стал в первой половине августа. В сентябре одержал 6-ю победу и с начала октября стал флайт-коммандером в 29-й эскадрильи (тоже на DH.2), получив по такому случаю капитанский чин.
        17 ноября он участвовал в бою "наступательного патруля" из 8 "Де-Хэвиллендов" с тремя немецкими истребителями, идентифицированными как "Хальберштадты", и одержал свою победу №7. А затем он вышел в атаку на другого немца и столкнулся с одним из своих товарищей, который пикировал на ту же цель. Оба пилота погибли.
        Историки предполагают, что это был бой с летчиками 8-й истребительной эскадрильи, в котором вицефельдфебелю Вальтеру Гётшу засчитали одну победу - вторую из одержанных им двадцати. Но т.к. нет английских данных о времени и месте последнего боя Коуэна нет, то это не более чем предположение.

Джон О. Эндрюс

        Эндрюс перед тем как получить направление в летную школу в 1915 году успел несколько месяцев повоевать наблюдателем в 5-й эскадрильи. Эта часть тогда летала на смеси из "Авро"-504, B.E.2c и "Виккерсов" FB.5. На первом типе Эндрюс точно отметился, про остальные не знаю.
        Через несколько дней после "того самого" боя (но вне связи с ним) его произвели в капитаны и поставили во главе флайта 'A' 24-й эскадрильи. Первую победу ему удалось одержать 21 июля, 5-ю - 2 ноября. К концу ноября месяца он довел свой счет до 7 побед и на этом завершил свой второй боевой "тур".
        Третий "тур" он провел с марта по июль 1917 в составе 66-й эскадрильи и на истребителях "Сопвич Пап" одержал еще 5 побед.
        Четвертый боевой "тур" начал в марте 1918 одним из флайт-коммандеров 70-й эскадрильи RFC (с 1.4.18 RAF) на "Кэмелах", затем, будучи произведен в майоры, с мая по сентябрь командовал 209-й эскадрильей RAF (тоже "Кэмелы"), а в октябре возглавил 220-ю в Греции (смесь из DH.4, DH.9 и "Кэмелов"), но побед больше не одерживал.
        Сразу по окончании одной войны, майор Эндрюс начал другую: с января по апрель 1919 года он командовал 221-й эскадрильей на юге России. Эта часть была вооружена бомбардировщиками DH.9, но для себя комэск выбил персональный "Сопвич Кэмел".
        После войны он продолжил военно-авиационную карьеру, поднявшись от флайт-лейтенанта в 1919 до эр-вице-маршала в 1941 и выйдя в отставку в апреле 1945. Во время Второй Мировой он командовал истребительной группой, а затем стал AOA (зам.ком.по административной службе) в Тренировочном Командовании RAF.
Tags: ww1, Британское Содружество, Германия, асы WW1, самол.Airco/DH, самол.Fokker
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment