AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Да, я люблю извращения (25⅘)

в продолжение темы прямо-перед-военных французских асовских боковиков

боковик из красного машрума на французские H.75

H.75A-1 сер.№ 59 (код X-858), на котором летом-осенью 1939 года летал командир 1-й эскадрильи GC I/5 капитан Жан-Мари Аккар.


[__био__]

        Жан-Мари-Жюльен Аккар, 1912 г.р.

        В 18 лет стал курсантом офицерской школы гражданского флота (морского), и в сентябре 1930 ушел в первый поход на борту учебного судна “Jacques Cartier” компании C.G.T. [Compagnie Générale Transatlantique]. В сентябре 1931 он сдал два экзамена сразу и получил диплом лейтенанта [в смысле, «корабельного офицера», а не на воинское звание] и сразу же стал ходить на пассажирских трансатлантиках “France”, “Le Paris” и “L’Île de France” той же фирмы C.G.T.
        Тем временем подошло время срочной службы, и Аккара как профессионального моряка призвали, естественно, во флот. 13 апреля 1932 он прибыл в Тулон в 5-е флотское депо, а 16 дней спустя был зачислен в школу офицеров резерва на борту линкора “Bretagne”, но так и не закончил обучения, потому что летом узнал про набор добровольцев в морскую авиацию и немедленно заявил о своем желании поучаствовать.
        16 июля он приступил к обучению в École d’observateurs du CAM d’Hourtin [CAM – это «Центр Морской Авиации», название еще со времен Первой Мировой, сейчас их именуют «базами», то бишь “BAM”], 2 августа совершил первый учебный полет в качестве летнаба, а 15 октября выпустился из школы с присвоением офицерского [ну, почти, «курица не птица»(с)] звания и вручением диплома наблюдателя.
        Ровно день спустя Аккар опять стал курсантом, но уже на пилотском курсе в École pratique d’aviation d’Avord. Тренировочные полеты начались 3 ноября, а 8 марта 1933 состоялось вручение диплома военного летчика. Новоиспеченный пилот вернулся обратно в Уртен для продолжения подготовки уже на гидросамолетах и первое гидро-соло выполнил 27 марта, а 9 мая получил «бреве» пилота морской авиации, и в конце месяца дело дошло до первого строевого назначения.


        Звания: апрель 1932 – очевидно, матрос; 15.10.32 – аспиран-де-марин [про звания фр.флота см.тут]; 15.4.33 – энсень-де-вассо 2-го класса; 15.4.35 – энсень-де-вассо 1-го класса; где-то в районе ноября 1935 (плюс/минус месяц) переаттестован в лейтенанты ВВС; 15.6.39 – капитан; февраль 1944 – командан со старшинством с 1 января.


        Части и кампании (1): с конца мая 1933 по конец октября 1935 служил в эскадрилье 3S1, базирующейся в CAM d’Hyères le Palyestre и вооруженной летающими лодками CAMS 37.


        Осенью 1935 Аккара выбрали в качестве замены погибшего в авиакатастрофе летчика-истребителя из авиагруппы авианосца “Béarn”. Соответственно, он должен был пройти переучивание на истребители вообще и Wibault 74 в частности, но до этого дело так и не дошло, потому как тогда же начался перевод некоторых истребительных частей морской авиации под юрисдикцию ВВС, и Жан-Мари как потенциальный летчик-истребитель также получил персональное предложение о переводе, которое он принял 8 октября. Но по факту перевод состоялся не раньше ноября месяца, потому как последний полет на флотском аппарате в его летной книжке зафиксирован 31 октября.


        Части и кампании (2): 15.12.35 зачислен в состав 1-й эскадрильи 1-й группы 5-й истребительной эскадры (самолеты NiD.622), но фактически приступил к службе только в последних числах января после завершения всех тренировочных полетов и успешной сдачи экзамена по технике пилотирования. Назначен заместителем командира эскадрильи, но почти сразу – уже в конце февраля – отправлен на доп.подготовку в École de Perfectionnement de Pilotage d’Étampes, вернувшись обратно в конце апреля, когда GC I/5 уже прошла перевооружение на D.500/501.
        В июле 1937 в составе сводной группы истребителей 5-й эскадры выступал на Meeting aéronautique international de Zürich. 6 октября того же года из заместителей повышен до командира эскадрильи, но и прежде именно он, а не штатный комэск занимался летной и тактической подготовкой пилотов подразделения.
        В марте 1939 5-я эскадра взамен «Девуатинов» получила новые истребители H.75, а в августе её группы были приведены в боевую готовность и выдвинуты на полевые аэродромы, вступив в бой сразу после начала войны. За время Странной войны Аккар одержал 1 предположительную победу, а с началом Блицкрига совершил 39 боевых вылетов и одержал еще 12 подтвержденных и 3 предположительных победы.
        1 июня 1940 во время атаки строя бомбардировщиков He 111 9./KG 53 он одержал свою последнюю победу, но и сам был сбит ответным огнем стрелков и раненый выпрыгнул с парашютом. Местные жители подобрали бессознательного летчика и, оказав ему первую помощь, доставили в госпиталь.
        Даже не успев полностью закончить лечение, ас вернулся на службу 1 октября 1940 и получил назначение в штаб Secteur de Défense Aérienne Sud в Экс-ан-Прованс. Полностью он оправился от ранения только к весне 1941 и с тех пор служил в Section d’Avions de Liaison de Salon [это связное звено] в Салон-де-Прованс.
        8.10.41 стал начальником Section de Chasse [а это истребительный отдел] в только что восстановленной там же в Салон-де-Прованс École de l’Air [существовала с тридцатых годов, но была расформирована в августе 1940] и оставался на этой должности вплоть до ликвидации немцами Свободной зоны Франции.


        1 декабря все авиационные части бывших ВВС Перемирия на юге Франции были расформированы, а их персонал демобилизован. 1 марта 1943 капитан Аккар вышел на работу в Service des Archives et du Musée de l’Air [учреждена в 1941 году, после войны разделена на отдельные архивную и музейную службу ВВС; и да, французские гос.учреждения работали и во время оккупации], но уже 10 мая взял там длительный отпуск. Официально – для написания истории GC I/5, но на самом деле дабы провентилировать вопрос возможного бегства к союзникам через Испанию.
        В процессе подготовки он с подельниками попал на карандаш к гестапо, но план успели привести в исполнение прежде, чем дело дошло до ареста, и 1 октября 1943 Аккар с группой своих бывших курсантов перешел границу в Пиренеях. Испанские власти интернировали французов, но всего через несколько недель выперли их из страны, посадив на пароход до Северной Африки.
        30 ноября Аккар сошел на берег в Касабланке. В штабе французских ВВС в Марокко он узнал о грядущем формировании в Алжире истребительной группы для последующей отправки на фронт в Англию и, заручившись поддержкой командующего, отправился за новым назначением: на перекладных добрался до аэродрома Каса-де-Рабат, а оттуда американским транспортным C-47 до Алжира.


        Части и кампании (3): 17-20.12.43 восстанавливал навыки пилотирования в Dépôt des Équipages de Chasse à Meknès, а потом приступил к формированию будущей GC II/2 “Berry”. Официально эта группа была сформирована 16.1.44 под командованием Аккара, выписавшего себе документы на фамилию Бернар [Bernard]. 30 января личный состав части погрузился на корабль и 11 февраля прибыл в Англию, где 23 февраля GC II/2 превратилась в 345-й (французский) сквадрон RAF [официально 345-й был сформирован еще 30 января, но это только дата принятия решения]. В марте летчики прошли переподготовку в 57-й OTU RAF, после чего получили истребители Spitfire Vb, приступив к выполнению боевых вылетов 2 мая. В сентябре прошло перевооружение на Spitfire HF.IX, на одном из которых «командан Бернар» 2 октября совершил свой последний боевой вылет, а вскоре после этого завершил «боевой тур».
        20.10.44 Аккар получил назначение в Париж в генштаб французской армии. Прибыл туда 1 ноября, он был определен в Commission d’Étude de l’Enseignement de Guerre и до конца войны (с перерывом на учебу в US Army Command and General Staff College в январе-марте 1945) отвечал за модернизацию французской истребительной авиации и совершенствование её применения.


        Победы: 1-я предположительная – 11.1.40 (единственный успех за время Странной войны); с 1-й по 4-ю подтвержденные – в двух воздушных боях 10.5.40; 5-я и 6-я – 11.5.40; 10-я и 11-я – 26.5.40; 12-я – 1.6.40, но и сам был тогда сбит ответным огнем стрелков. Всего 12 подтвержденных побед и 4 предположительных. За исключением одной из предположительных, все победы групповые.


        После войны Жан Аккар остался на военной службе, и 25.12.46 был произведен в лейтенант-колонели, 1.7.51 – в колонели, в декабре 1957 – в бригадные, в январе 1961 – дивизионные, а 1.3.62 корпусные генералы ВВС.

        С 18.5.45 служил в Bureau des Plans; 20.7.45 был переведен в Inspection Générale de l’Armée de l’Air; 11.2.46 стал профессором в Centre d’Enseignement Supérieur Aérien (École Militaire); в феврале 1947 назначен chef de cabinet du chef d'état-major de l'Armée de l'air; 13.3.48 стал зам.директора Centre d’Essais en Vol de Brétigny-sur-Orge; 1.2.52 - Inspecteur de la Chasse, но продержался на этой должности не долго из-за начавшегося конфликта с нач.штаба ВВС после отказа того ускорить ротацию частей, воюющих в Индокитае; 12.9.52 назначен командующим авиабазой №112 в Реймсе, где потом базировалась 3-я истребительная эскадра на F-84F; 15.10.55 стал вторым заместителем начальника штаба ВВС; 15.2.59 помощник командующего ВВС; 21.11.60 нач.штаба 1-го Catac [Commandement aérien tactique] французских ВВС в Германии.
        В отставку вышел 30 марта 1965, но потом еще несколько лет работал в штабе НАТО как гражданское лицо.



Tags: aviation art, pre-ww2, ww2, Франция, асы WW2, довоенные асы, извраты, самол.Hawk 75
Subscribe

  • ... извращения (384)

    боковик из польской монографии по He 100 от издательства «Милитария» He 100 V1 сер.№ 1901, проходивший заводские испытания в начале 1938.…

  • Истребители USAAF в Северной Африке, июль 1942 – июнь 1943 (IV)

    Чемпионы Колонки таблицы: 1) ФИО; 2) число побед на 30.6.43; 3) общее число побед (если отличалось); 4) дата «асовской» пятой победы;…

  • ... извращения (383½)

    переделанный боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1216 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской]…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments