AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Гибель лейтенанта Шунке

      Камрад Brahman намедни изволил интересоваться обстоятельствами гибели немецкого летчика-истребителя Первой Мировой лейтенанта Вилли Шунке (Willi Schunke), и вот, что я имею сказать на этот счет:

В справочниках по немецким истребителям и потерям ВВС информация по данному пилоту крайне лаконичная:
- родился 21.1.1894 в Версдорфе (Wersdorf, ок Веймара)
- в авиации служил сначала в Schusta 18
- 13.2.17 переведен в Jasta 20
- 23 апреля одержал свою первую и единственную победу - сбил "Моран"-парасоль (тип не указан, но, скорее всего, P) c сер.№ MS1112, принадлежавший "Эскадрилье Лафайет" (она же N124) , пилот сержант Роналд Хоскьер (Sgt Ronald W.Hoskier, американец) и стрелок рядовой Жан Дрессе (Sol Jean Dressey, француз) погибли
- 24 мая 1917 г погиб сам. Его смерть отнесена к боевым потерям, но какие-либо подробности, к сожалению, отсутствуют. Место гибели в списке потерь значится как "Le Châtelet", а в двух справочниках по истребительной авиации - как "Le Catelet".

      Раз с немецкой стороны нужной информации нет, надо смотреть, что там назаявляли англичане с французами. Но сначала определимся с местом действия.
      По состоянию на 24.5.17 Jasta 20 базировалась на аэродроме Гиз (Guise, координаты 49°50'N 3°37'E, 25 км на NEE от St.Quentin) и действовала в составе 2-й армии (зона ответственности от Арраса до Суассона, не включая последний; непосредственно против нее стояли англичане, а за левым флангом начинался французский сектор, так что летчикам приходилось иметь дело с обоими противниками).

Если принять за основу место гибели "Ле Шатле" из списка потерь немецких ВВС, то в зоне досягаемости с аэродрома Гиз будет три возможных локализации:
- городок Le Châtelet-sur-Sormonne также известный как Le Chatelet и Châtelet-s-Sormonne 49°50'N 4°30'E в 65 км на восток от аэродрома Jasta 20 и 33 км на сев-запад от Седана.
- Le Châtelet-sur-Retourne 49°24'N 4°16'E в 25 км строго на сев-восток от Реймса и в 70 км на юго-восток от аэродрома
- Perthes, он же Perthes-le-Châtelet, 6 км строго на сев-восток от предыдущего нас.пункта
- Le Châtelot 48°46'N 3°36'E, 60 км на юго-запад от Реймса и более 120 км на юг от аэродрома

      Ле Шатле-сюр-Сормонн слишком далеко вглубине немецкой территории, так что эта "локация" отпадает.
      Ле Шатело тоже слишком далеко от фронта, да еще по другую его сторону, немецкому истребителю там просто нечего было делать.
      Остаются Ле Шатле-сюр-Ретурн и лежащий рядом Перт-ле-Шатле. Они находились вблизи линии фронта и вполне могли быть местом последнего боя Шунке. Вот только это район Реймса (Reims), а следовательно зона ответственности не 2-й, а 7-й армии. Впрочем, расстояния небольшие, да и случаи, когда немецкие истребители шлялись в чужом районе, известны, хотя и не многочисленны. Так что ничего такого совсем уж невозможного в этом нет, так, немного сомнительно и все...

      Реймс - это "охотничьи угодья" Аистов. Подтвержденных побед у них, впрочем, в тот день не было, только предположительные, в т.ч. одна "подходящая":
      Командир N3 капитан Альфред Оже (Cpt Alfred Auger) заявил о сбитии самолета противника в 08:30 над Фресне-ле-Реймс. Fresnes-lès-Reims - это 49°19'N 4°06'E, 9 км на сев.восток от Реймса и в 15 км на юго-запад от "Ретурна".
      Кроме того, "предположительно сбитый" одноместный "Альбатрос" записали командиру N26 лейтенанту Матьё Тенан-де-ла-Туру (Lt Mathieu Tenant de la Tour), но данных по месту и времени этой победы, к сожалению, нет.
      Еще одну предположительную победу недалеко от "Ретурна" одержали летчики N83, но их противник был двухместным, так что его можно не учитывать.
      И, до кучи, можно упомянуть самолет противника, записанный предположительно сбитым над Конде-ле-Отри. Населенный пункт Condé-les-Autry мне не известен, зато в 12 км северней "Ретурна" есть Condé-lès-Herpy. Впрочем, я не собираюсь настаивать на идентичности этих топонимов.
      Других заявок в интересующем нас районе не было.

      Теперь рассмотрим топоним "Ле Катле", на который имеется единственный вариант:
Le Catelet, 49°59'N 3°14'E. Этот населенный пункт располагается как раз посередине между Сен-Кантеном и Камбре в 30 км от аэродрома, вблизи линии фронта и в секторе 2-й армии. Т.е. "то, что доктор прописал".

      Французы в том районе никаких побед не одерживали и потерь не несли, так что смотрим английские данные. А по ним (и не только по ним :) выходит, что основное "мочилово" тогда случилось над "Крепостью Рихтгофена" Дуэ (Douai), где два "ягдфлигера" погибли, а третий был тяжело ранен и впоследствии комиссован.

      Южнее Камбре день прошел гораздо спокойнее, но и здесь без боев не обошлось.
      В 8 утра патруль 54 Sqn провел с "Альбатросами" воздушный бой, в котором отличились два лейтенанта по имени Оливер: Саттон и Стюарт (Oliver M.Sutton & Oliver Stewart).
      К сожалению, подробного рапорта об этом бое у меня нет, только до, что вошло в коммюнике:
      Саттон вступил в бой с немецким истребителем, и этот самый истребитель пошел прямо на него. Резким виражом, летчик в последний момент сумел уйти от прямого столкновения, но все же "шарахнул" по неприятелю правой законцовкой верхнего крыла. От удара "Альбатрос" развалился в воздухе, "Пап" же пострадал значительно меньше - на нем было поломано верхнее крыло, но самолет держался "одним куском", сохранив нормальную управляемость и "летучесть", так что летчик благополучно посадил его на своем аэродроме, и всего через неделю на том же аппарате одержал свою следующую победу.
      Ну а про Стюарта было сказано буквально два слова: "отправил вниз в штопоре Альбатрос-истребитель и проследовал за ним". Правда, до конца не проследил, т.к. далее идет про "падение", которое наблюдалось "персоналом зенитной батареи", что было бы ненужно, если бы летчик доложил о "crash", а не об "out of control".
      Саттону "Альбатрос" записали уничтоженным в 08:10, а победу Стюарта классифицировали как OOC и записали на 08:00. В обоих случаях место было указано как Premont (Премон) - населенный пункт с координатами 50°00'N 3°23'E, расположенный в 19 км на сев-восток от Сен-Кантена, в 20 км на юго-восток от Камбре и в 11 км восточнее Ле Катле.

      В коммюнике по данному району больше ничего нет, однако, по крайней мере еще одна заявка была (ее либо отклонили, либо засчитали с опозданием, когда коммюнике уже было оформлено): 2-й лейтенант Уильямс (2Lt F.W.Williams) претендовал на "Альбатрос" D.III OOC в 19:45. Место боя - Маркуэн (Marcoing) 50°07'N 3°09'E, в 7 км строго на юго-запад от Камбре и в 13 км севернее Ле Катле.

      Таким образом, в районе Ле Катле (2-я армия) англичане заявили три победы над истребителями "Альбатрос" (1 "развалился в воздухе", 1 OOC с последующем докладом с земли о падении и 1, возможно, так и не засчитанный, "простой" OOC). А в районе Ле Шатле (7-я армия) была зафиксирована одна предположительная победа над самолетом неуказанного типа + один одноместный "Альбатрос" был "предположительно сбит" где-то в реймском секторе фронта.

      За вычетом боев в районе Дуэ и у швейцарской границы, единственной потерей, понесенной в тот день немецкой истребительной авицией на всем западном фронте, стала гибель Вилли Шунке.
      А из имеющихся заявок союзников только одна практически не оставляла шансов неприятельскому пилоту на выживание - до появления парашютов развалившийся в воздухе самолет фактически означал смертный приговор для его экипажа.
      Поэтому мне лично представляется наиболее вероятной версия о его гибели в результате столкновения с самолетом Оливера Саттона.
      По сравнению с ней, идентификация Шунке как противника двух других британских пилотов выглядит сомнительно, а возможность быть сбитым кем-то из французов становится просто несуществующей.

      Естественно, я ни коим образом не претендую на истину в последней инстанции, и все вышеизложенное - это лишь разбор фактов, которые в данный момент находятся у меня под рукой. И нельзя исключить того, что уже завтра, или там через неделю, месяц, или в следующем году появиться дополнительная информация, например, время последнего вылета Шунке и/или маршрут его патрулирования, которая все перевернет с ног на голову (или, точнее с головы на ноги :)

      P.S. если, вдруг, кому-то это интересно, вот серийные номера "Папов", на которых в тот день летали английские летчики: Саттон - A6183, Стюарт - A6156, Уильямс - A7340. Для Саттона это была третья победа из семи (+ еще 2 заявки ему не засчитали), для Стюарта - 2-я из 5-ти, а для Уильямса - первая и единственная заявка.
      P.P.S. а "Моран"-парасоль в "Лафайете" был не связным самолетом, как я сначала предположил, а тренировочной машиной, на которой американцы отрабатывали воздушную стрельбу
      P.P.P.S. все расстояния мерились между центрами городов


UPD. Сразу же вылезла лажа: для Уильямса это была не первая, а уже вторая (и последняя) заявка. Причем первая также не была упомянута в соответствующем коммюнике.
Tags: ww1, Британское Содружество, Германия, асы WW1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments