AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Рабочее...

Источник - C.Cole & E.F.Cheesman "The Air Defence if Britain 1914-1918", Putnam, 1984

День
 
            25.5.17
Одна Gotha G.IV сбита на обратном пути фронтовыми истребителями

У англичан две победы (1 Des + 1 OOC) у фронтовых истребителей + одна заявка у ПВО (бомбер пикировал с шлейфом дыма, но проследить за ним не удалось, т.к. англичанин сорвался в штопор. Он был уверен, что сбил, однако, обломков на воде не обнаружил. требует выяснения засчитали ему победу, или нет, но DSC летчик получил...)

------------------------------

           5.6.17
Одна G.IV упала в море у британского берега. Англичане ее с самого начала отнесли на счет зенитчиков несмотря на то, что пилоты RNAS докладывали, что разрывы зенитных снарядов ложились в 3 тыс. футов ниже строя бомберов, а последующее изучение остатков самолета выявило отказ двигателя из-за выхода из строя магнетто.

Один из летчиков ПВО последовательно атаковал над морем два бомбардировщика, которые "спикировали и скрылись в дымке" требует выяснения засчитали ли ему хотя бы одну победу

Фронтовым истребителям засчитали аж 6 побед (2 Des + 4 OOC), но немцы признают единственную потерю, которая описана выше

------------------------------

           13.6.17
Все бомберы вернулись на свой аэродром. Англичане побед не заявляли.

------------------------------

           4.7.17
У немцев потерь не было.
Английские фронтовые истребители рапортовали об одном бомбере, который "пошел с дымом вниз" и втором, "снижавшемся с остановившемся двигателем". Формально они сбитыми не объявлялись. требует выяснения насчет зачета/незачета побед

------------------------------

           7.7.17
Одна G.IV сбита самолетом ПВО (разведчиком, а не истребителем) и упала в море

  У одного из летчиков-истребителей была заявка на "идущий вниз в штопорящем пикировании", но падения он не наблюдал. требует выяснения насчет зачета/незачета
  Другой последовательно атаковал два бомбера и наблюдал падение одного из них в море в 20 милях от неприятельского берега. Засчитали как Des и наградили Bar'ом к DSO
  Третий доложил о сбитии "in flames" неприятельского самолета неуказанного типа /предполагали, что это был один из истребителей, выпущеных для прикрытия возвращающихся бомбардировщиков/ в 15 милях от немецкого берега. Засчитали как Des и наградили DSC
  По докладу четвертого, "его" бомбер упал в море. Засчитали как Des и наградили DSC

Что характерно, английские историки не пытаются наехать на немцев за сокрытие потерь, а предполагают, что их летчики ошибались (выдавали желаемое за действительное, не видя на самом деле падения, а лишь предполагая его, и т.п.)

Из допроса немецкого летчика, участвовавшего в этом налете (он был взят в плен позже), стало известно о том, что этот самый летчик тогда посадил свой изрешеченный бомбардировщик на пляже у Остенде, а три другие "Готы" были списаны из-за аварий на посадке.

------------------------------

           22.7.17
Одна "Гота" сбита фронтовым истребителем (двухместным). Она относительно нормально плюхнулась на мелководье у самого берега, что позволило немцам отнести ее не к сбитым, а к потеряным на посадке

------------------------------

           12.8.17
Одна из "Гот" отделилась от строя из-за перебоев в работе одного из моторов, отбомбилось по запасной цели и взяла курс домой. Ее преследовали и атаковали 9 истребителей ПВО (не все сразу, разумеется), тем не менее теряющий высоту бомбер, по которому выпустили более 1100 патронов, долетел до своего берега. Тогда, наконец, последний из преследователей отстал от него, оставив "в пологом пикировании с сохранением управляемости". После этого бомбардировщик совершил вынужденную посадку на берегу.

Из основной группы одна "Гота" была сбита истребителем ПВО и упала в море.

По немецким данным один бомбардировщик был сбит, другой сел на берегу, а еще три разбиты при посадке.

------------------------------

           18.8.17
Рейд прекращен из-за плохой погоды. Две "Готы" сбиты над Голландией, а 6, или 7 разбились в Бельгии

------------------------------

           22.8.17
Сбиты три "Готы", все упали около берега, одна на суше, две другие в море.

Зенитчики претендовали на все три успеха.

Летчики также не остались в долгу, о победах также заявили 4 истребителя ПВО:
  Один провел несколько атак по одному из бомбардировщиков, который начал штопорить. Расстреляв весь боекомплект, он решил лететь на базу, чтобы затем вернуться в бой на новом самолете, поэтому он проводил свою жертву только до высоты 1000 футов, а потом взял курс домой. 
  Другой летчик отделил от группы одну из "Гот" и после длительного обстрела поджег ее, но не стал за ней наблюдать, а продолжил преследование строя.
  После длинной очереди третьего истребителя еще одна "Гота" перешла в нисходящую спираль. Затем пулемет у англичанина заело и, пытаясь его исправить, он бросил управление и сорвался в штопор. Выведя машину в горизонтальный полет, летчик наблюдал падение бомбардировщика, который он принял за свою жертву.
  Бомбардировщик, который атаковал четвертый пилот, практически сразу сорвался в штопор. Последовав за своей жертвой и временами поливая ее огнем, англичанин проводил "Готу" до самого падения в море.

После налета англичане провели "разбор полетов", в ходе которого пришли к выводу, что самолет, упавший на сушу без всякого сомнения был сбит зенитками. Столь же категоричный вывод, но "с противоположным знаком" был сделан и по одному из "морских" бомбардировщиков. Так как из летчиков на него претендовал только "пилот №2", ему и засчитали победу. А вот с третьей "Готой" такой ясности достичь не удалось и в итоге ее записали как групповой успех "пилотов №1, 3 и 4"

К похожему выводу пришли и немцы, списавшие одну потерю на зенитный огонь и две на воздушный бой.

--------------------------------------------------------------------------

           итого потери в дневных налетах (без учета побившихся на посадке):
4 "Готы" сбито авиацией ПВО (одна, возможно, совместно с зенитками, или только зенитками)
2 "Готы" сбито зенитным огнем (одна из них только записана на зенитки, а упала по технич.причинам)
2 "Готы" сбито фронтовыми истребителями
2 "Готы" сбито над нейтральной Голландией (надо полагать, зенитками, т.к. я что-то не помню о победах истребителей нейтралов в ПМВ, хотя они могли и просто сесть там на вынужденную)
=
10 бомбардировщиков (в т.ч. 7-8 от огня англичан)

Эти данные вполне коррелируются с итоговыми цифрами оттуда же: 6 сбито английскими истребителями, 2 английскими зенитками, 4 потеряны из-за погоды ("включая потери/повреждения в прекращенном рейде 18.8.17") + повреждено еще 16 (снова включая 18.8.17).
Единственное отличие - это 4 "от погоды", вместо двух "голландских" потерь. Очевидно, две бомбера из приземлившихся в Бельгии были разбиты "насмерть".


И, пока не начал смотреть ночные рейды по отдельности, дам общие цифры по ним (гиганты и "Готы" в сумме):
7 самолетов сбито британскими истребителями
7 - британской зенитной артиллерией
2 совершили вынужденные посадки в Англии
27 повреждены

--------------------------------------------------------------------------

Ночь
 
            3/4.9.17
Ни потерь, ни заявок на победы

------------------------------

           4/5.9.17
Одна "Гота" сбита зенитным огнем и упала в море

------------------------------

           24/25.9.17
Ни потерь, ни заявок

------------------------------

           25/26.9.17
Одна "Гота" пропала без вести. Вернувшиеся экипажи не отмечали никаких атак самолетов ПВО, поэтому потеря была списана на зенитки. Однако, есть основания полагать, что это не так:
1) Экипаж двухместного истребителя доложил о встрече с самолетом, не ответившим на запросы (включение/выключение строевых огней определенной расцветки). Английский пилот обстреливал "нарушителя" в течении 10-15 минут, пока не потерял его из виду в темноте.
2) На следующий день пришло сообщение из Эссекса, что на один из тамошних городков ночью пролилось много бензина
= вероятно, на "Готе" был пробит бензобак (или бензобаки), и она не смогла дотянуть до своего берега

------------------------------

           28/29.9.17
Три "Готы" пропали без вести.

Две зенитные батареи и артиллеристы одного монитора заявляли о сбитии бомбардировщиков, но никаких обломков на воде обнаружено не было, поэтому их заявки не были признаны.
Другой возможной причиной потери самолетов была потеря пространственной ориентации в облаках (один из пилотов в тот день при таких обстоятельствах сорвался в штопор и сумел вывести из него свой бомбер только у самой воды)

------------------------------

           29/30.9.17
Одна "Гота" потеряна. Очевидно, сбита зенитным огнем. По крайней мере была такая заявка, подкрепленная докладом команды одного из прожекторов о наблюдаемом падении самолета в море.
Вторая "Гота" на обратном пути приземлилась на голландской территории
(всего в пара км в сторону и была бы немецкая территория)

Английская авиация также заявила одну победу, самую необычную во всей ПМВ: из Франции на перехват возвращающихся германцев был отправлен специально доработанный бомбардировщик Handley Page (4 воздушных стрелка при 5 пулеметах), его экипаж последовательно атаковал два немецких бомбардировщика и был уверен, что сбил одну "Готу" (под огнем трех стрелков она перешла в крутую спираль и скрылась из виду внизу).

------------------------------

           30.9./1.10.17
Потерь не было.

Зенитчики заявили об одном сбитом бомбардировщике, упавшем в море. Позже были обнаружены обломки, однако, в свете отсутствия немецких потерь, предполагается, что это были "останки" потерь одного из предыдущих налетов.

------------------------------

           1/2.10.17
Ни потерь, ни заявок на победы

------------------------------

           29/30.10.17
Аналогично

------------------------------

           31.10./1.11.17
То же самое

------------------------------

           5/6.12.17
Две "Готы" сбиты зенитным огнем: на одном самолете близким разрывом был разбит пропеллер, а т.к. бомбер не смог на одном моторе удерживать высоту, экипаж решил сдаться в плен и пошел на посадку на английском аэродроме, но на глиссаде влетел в дерево (все целы, самолет разбит и сгорел из-за самопроизвольного срабатывания сигнальной ракеты); на другом осколки пробили радиатор, так что мотор сначала перегрелся, а затем вспыхнул, экипаж на снижении выбросил за борт пулемет, разбил все приборы в кабине, а после приземления поджег свой аппарат, после чего сдался в плен местному свещенику, как представителю закона.
Еще одна "Гота" пропала без вести

------------------------------

           18/19.12.17
Одна "Гота" сбита истребителем ПВО. Точнее подбита и затем приводнилась у берега (причем приводнилась она при возвращении в Англию, когда экипаж понял, что на одном моторе дотянуть до противоположного берега не сможет). На следующий день было проведено расследование с анализом рапортов зенитчиков и допросом пленных, и победа была засчитана летчику, хотя он сам был уверен, что все время "мазал" из-за невозможности точно определить расстояния в темноте.

------------------------------

           22/23.12.17
Одна "Гота" приземлилась в Англии по техническим причинам. На подходе к английскому побережью на ней отказал двигатель, поэтому экипаж сбросил бомбы в море и пошел на посадку на первом попавшемся поле. После приземления командир экипажа поджег самолет с помощью сигнального патрона (ракеты). По этому самолету совершенно точно никто не стрелял, т.к. он прошел над берегом на малой высоте, так что его приняли за возвращающуюся на базу английскую патрульную летающую лодку.

------------------------------

           28/29.1.18
Одна "Гота" сбита двумя истребителями ПВО.

------------------------------

           29/30.1.18
Ни потерь, ни заявок

------------------------------

           16/17.2.18
Потерь не было. Англичане утверждали, что один гигант упал в море, но не приписывали победу над ним ни летчикам, ни зенитчикам.

------------------------------

           17/18.2.18
Ни потерь, ни заявок

------------------------------

           7/8.3.18
Аналогично

------------------------------

           19/20.5.18
Три "Готы" сбиты истребителями ПВО: одну сбил одноместный истребитель, вторую - двухместный, а третья сначала была атакована одноместным, а затем добыта двухместным.
Одна "Гота" приземлилась в Англии из-за отказа двигателя (пилот переохладил моторы на снижении через облака, пытаясь установить свое местоположение; место он уточнил, но после того, как он дал полный газ, один из двигателей остановился; на посадке погиб командир корабля, а летчик и стрелок по какой-то причине даже не пытались поджечь машину)
Две "Готы" сбиты зенитным огнем и упали в море (англичане заявляли три сбитых)


--------------------------------------------------------------------------

           итого потери в ночных налетах (без учета побившихся на посадке):
5 "Гот" сбито истребителями ПВО
6 "Гот" сбито зенитками
5 "Гот" пропало без вести (в т.ч. 1, вероятно, сбита истребителем, а 3 могли быть сбиты зенитками, или же разбились из-за плохой погоды)
2 "Готы" приземлились в Англии из-за отказов двигателей
1 "Гота" заблудилась и села в Голландии
= 19 бомбардировщиков (в т.ч. минимум 12, максимум 16  - это потери от английского огня)

"Общие цифры" по начным налетам содержат другую информацию, и мне не совсем понятно, как такое могло получиться...

А в сумме по всем налетом "Гот" и гигантов потери составили 29 "Гот", из которых от 19 до 23 было сбито англичанами.



Да и забыл указать общее число участвовавших в налетах бомбардировщиков: в дневных стартовало 193 самолета (143 долетели до Англии), а в ночных - 253 (187); в сумме - 446 (330)
 
Tags: ww1, справочник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments