AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Да, я люблю извращения (6)

хотя в данном случае это определение не совсем подходит

боковик из книги "Французские летчики-исребители", изданной редакцией АэроЖурнала

(кликабельно)

Spitfire IX сер.№ MH388 - персональный самолет командира 80 OTU RAF командана французской армии Кристиана Мартеля, на котором тот погиб в авиакатастрофе 31 августа 1945 года.

Формально Вторая Мировая еще продолжалась, но боевые действия даже на Тихом океане уже две недели как прекратились, а Европа уже четыре месяца как наслаждалась миром, поэтому этот вариант окраски вполне достоин того, чтобы попасть в коллекцию до- и послевоенных самолетов асов.


Летчика, погибшего под именем Кристиан Мартель, на самом деле звали Люсьен-Кристиан-Пьер Монте [Lucien Christian Pierre Montet см.прим.*].
Он записался в Armée de l'Air в возрасте 22 лет то ли в августе, то ли в октябре 1936 года (данные разнятся), закончил летную школу в Истре и в июле 1937 г стал сержантом. В том же году он прошел курс подготовки в École de perfectionnement au pilotage d'Étampes и показал такие результаты, что его включили в состав пилотажной группы Patroille d'Étampes [**]. К сожалению, не ясно, остался ли он в составе группы после её перевода в конце года в подчинение другой школы и переименования в Patrouille de l'École de l'Air.

В октябре 1938 г сержант Монте наконец получил назначение в строевую часть. Известно, что он служил в составе 1-й эскадры, но нет данных в какой из двух её групп.
В июне 1939 он стал инструктором в École de chasse de Romilly, а в августе был переведен на ту же должность в École de l'Air.
В апреле 1940 сержант-шеф Монте был произведен в су-лейтенанты резерва, но на фронт он так и не попал, хотя с самого начала буквально бомбардировал свое начальство рапортами о переводе в действующую армию. Учителя нужны были французской авиации не меньше, чем строевые пилоты, да никто и не думал, что активная фаза войны окажется столь скоротечной.

Через несколько дней после капитуляции Франции персонал Школы ВВС эвакуировался на юг, а Монте вместе с двумя другими инструкторами перелетел через Средиземное море на бомбардировщике LeO.451 (кто именно из троих сидел за штурвалом, не сказано).
А еще несколько дней спустя случился Мерс-эль-Кебир, и троица инструкторов была зачислена в состав GC II/5 (Алжир, позже Марокко, самолеты H.75). Но затем началась демобилизация французской армии, и Монте, как офицер резерва, тоже оказался в числе уволенных со службы.

Он, как и некоторые его товарищи, вовсе не считал капитуляцию перед немцами неизбежной и допустимой и, узнав о действиях Де Голля, решил присоединиться к Свободной Франции. И вот в октябре 1940 года десять авиаторов на небольшом рыбачьем паруснике Сен-Пьер отправились в морской круиз по Средиземному морю из Алжира в британский Гибралтар.
Но уже в начале пути суденышко попало в шторм, отнесший его далеко на восток к Балеарским островам, что, в принципе, оказалось кстати, т.к. позволило подремонтировать лодку. После краткого ремонта путешествие возобновилось ... ненадолго, т.к. сильный встречный ветер заставил экипаж повернуть обратно. И тут в довершение всех неприятностей парусник сел на мель у острова Ивиса (ныне часто именуемого Ибицей), где отряд местных сил самообороны и повязал нарушителей границы.

Далее была передача французским властям, суд, приговор и тюремное заключение, завершившееся в конце 1941 года "условно-досрочным" освобождением благодаря вмешательству некоего неназванного по имени каперанга (военная тюрьма в Тулоне находилась в ведении флота).
Неудачный опыт не заставил Люсьена отказаться от своих планов, но привел к разработке "плана Б". Морской путь был отброшен, как ненадежный, и в декабре того же года Монте нелегально пересек сухопутную франко-испанскую границу, совершил зимний переход через Пиренеи и благополучно добрался до Барселоны. Далее он спокойно путешествовал на юг сначала до Скалы, а потом морем в Англию, прибыв в Лондон в марте 1942 и записавшись 9 апреля в вооруженные силы Свободной Франции.

Для того, чтобы обезопасить себя и своих родственников, некоторые "свободные французы" придумывали себе "ном-де-гер". Не стал исключением и Монте, на котором и так уже висела одна судимость. В качестве боевого псевдонима он выбрал фамилию Мартель (как коньяк) и изменил порядок своих имен, получив документы на имя Кристиан-Люсьен-Пьер Мартель [Christian Lucien Pierre Martell].

Новоиспеченному Кристиану Мартелю сразу же присвоили звание "лейтенант", но в FAFL [Forces Aériennes Françaises Libres] для него вакансии не нашлось, поэтому он принял предложение BCRA [Bureau Central de Renseignements et d'Action] пошпионить немного на континенте, заручившись обещанием скорейшего перевода в авиацию.
Спецподготовкой для французов тогда особо не заморачивались, поэтому уже 30 апреля - т.е. всего через три недели - агент Brandy (нет, мужик явно был выпить не дурак!) надел парашют и поднялся на борт самолета Whitley V из состава 161-й эскадрильи RAF (одна из частей обеспечения спец-операций), который пилотировал командир флайта 'A' S/L Alan M. Murphy (вот бы еще фотографию, или боковик этого самолета найти!!!).
При приземлении агент повредил ногу, но к счастью для него поблизости не оказалось ни солдат, ни полиции, и задание не закончилось бесславно, не успев даже начаться. Более того, эта травма стала, возможно, единственным минусом всей операции: Монте-Мартель-Брэнди сумел создать успешно работающую "линию эвакуации Брэнди", протянувшуюся из оккупированной Франции в "независимую" и далее через Испанию в Гибралтар. Эта "тропа" потом использовалась для спасения сбитых над Францией летчиков, возвращения агентов разведки и просто для доставки пополнений для авиации Свободной Франции.

После пяти месяцев подполья Мартель оставил агентурный псевдоним вместе со всей операцией своему брату Морису Монте, а сам в начале октября вернулся в Англию и перевелся, наконец, в авиацию.
Из-за долгого перерыва в полетах ему пришлось сначала восстанавливать навыки пилотирования, а затем проходить переучивание на английский "Спитфайр". И 21 января 1943 г он стал командиром эскадрильи 'Mulhouse' истребительной группы 'Alsace', иначе флайта 'A' 341-й (французской) эскадрильи RAF.

В то время, когда Мартель учился в OTU (номер не известен), история Франции прошла очередную веху: в ноябре 1942 г союзники провели десантную операцию во французских североафриканских колониях. Французы несколько дней оказывали вооруженное сопротивление англо-американским войскам, а затем капитулировали и немного позднее перешли на сторону Сражающейся Франции. Их примеру последовали и войска в других французских колониях. Тогда же немцы осуществили полную оккупацию территории Франции.
Таким образом, авиация правительства Виши прекратила свое существование, а авиация Де Голля многократно усилилась. При этом некоторые части прежней Свободной Франции были переименованы, дабы не выделяться названием из общего ряда французских авиагрупп. Например, группа "Эльзас" из GC 1 превратилась в GC III/2. Это переименование произошло на фоне переформирования части, её перевода со средиземноморского ТВД в Англию и преобразования в сквадрон RAF.

Официальная дата формирования 341 Sqn 18 января, но французы отсчитывают историю обновленной группы с 21-го числа. И лейтенант Мартель, как уже было сказано выше, был поставлен командовать её первой эскадрильей.

Сначала группу вооружили "Спитфайрами" Mk.V, но на них французы только тренировались, а боевые "девятки" получили только в марте и уже на них приступили к выполнению боевых вылетов 23-го числа.
В апреле Мартелю присвоили звание капитана, 14 мая он открыл счет побед Эльзаса на европейском ТВД, а 23 сентября стал первым асом 341-го сквадрона, одержав свою 4-ю и 5-ю победы. Днем позже он одержал еще одну победу, ставшую последней в его боевой биографии, а 25 числа сменил прежнего командира группы, ушедшего на повышение в штаб крыла.

В октябре Эльзас перевели на крайний юго-запад Англии и перевооружили обратно на "пятерки", месяцем позже туда же перевели Иль-де-Франс (тоже на "Спитфайр" V). Обе французские группы следующие полгода участвовали в борьбе против судоходства у берегов Бретани, охотясь за всем, что плавает, а также наносили штурмовые удары по береговым целям и совсем редко участвовали в воздушных боях.

В феврале 1944 французы опять пересели на Mk.IX, и в апреле были переведены в состав 2nd TAF, обеспечивающих подготовку высадки в Нормандии. В июне обе группы прикрывали плацдармы, затем осуществляли поддержку наступающих войск и 19 августа перебазировались на французскую землю.

24.8.44 командан Мартель (очередное звание ему присвоили по разным данным либо в декабре 1943, либо в апреле 1944) завершил свою боевой тур и был отправлен в тыл для отдыха. Отгуляв отпуск, он вернулся на службу и был определен на штабную работу. А в апреле 1945 г его поставили во главе формирующейся тогда в Северной Англии 80 OTU, которая должна была готовить пополнения для французских истребительных сквадронов 2-х тактических ВВС.

В 15:55 31.8.45 он поднялся в воздух с аэродрома Ouston на своем персональном аппарате с кодом "СМ" на борту, но вскоре доложил по радио об отказе двигателя. Пытался вернуться на базу, но чуть-чуть высоты не хватило, и в 16:05 MH388 зацепил деревья и рухнул на землю всего в 200 метрах от летного поля. При падении начался пожар, однако летчика смогли быстро вытащить из под обломков и доставить в госпиталь, но это не помогло: черепно-мозговая травма оказалась слишком тяжелой, и вскоре он скончался.

Всего на счету командана Мартеля было около 2000 часов налета, 350 боевых вылетов, в т.ч. 151 "наступательная миссия", в которых он одержал 6 подтвержденных побед [***] и столько же предположительных, еще 3 "немца" были записаны как поврежденные.

Полученные им награды включают:
Officier de la Légion d'Honneur
Compagnon de la Libération
Croix de Guerre 39/45 (9 citations)
Médaille de la Résistance avec rosette
английский Distinguished Flying Cross
американская Silver Star
американская Air Medal

Примечания:
* по французской традиции все имена считаются равнозначными. В отличии от английской практики нет деления на первое, второе и т.д., но для экономии места и времени обычно людей именуют только одним именем, выбирая либо первое по порядку в документах, либо самое любимое. Поэтому Люсьен-Кристиан-Пьер обычно известен либо как Люсьен, либо как Пьер.
** пятерка MS.225. Считается непосредственным предком современной Патруль де Франс.
*** существует и альтернативный список побед GC III/2, в котором есть еще одна подтвержденная победа Мартеля (вторая по счету в мае 1943).


Tags: aviation art, ww2, Британское Содружество, Франция, асы WW2, извраты, послевоенные асы, самол.Spitfire
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments