AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (383)


боковик из Air-Britain Archive № 2/2009

    Potez 29/2 зав.№ 1217 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской] компании Аеропут, получивший гражданскую регистрацию X-SEBC и собственное имя “Београд” [т.е. «Белград»], показанный по состоянию на 1928 год, когда на нём среди прочих лётчиков довелось летать и шеф-пилоту авиакомпании Владимиру Стрижевски, недавно проходившему в этом цикле постов.




    Борт X-SEBC во Франции.

        Четыре таких авиалайнера товарищество «Аэропуть» купило в 1927 году. Зимой 1927/28 эти машины закончили постройкой, и во Францию прибыла за ними группа лётного и технического персонала авиакомпании. А так как лайнеры строили (ну, или достраивали) по предоплате, то с завода они вышли уже в югославских цветах и с югославскими же регистрациями, которые формально им ещё не успели присвоить.
        4 февраля экипажи перегнали самолёты в Белград (возможно, не все четыре сразу, а только первые два, потому что официальная выдача сертификатов о регистрации воздушного судна прошла в два присеста: борта ‘BC’ и ‘CD’ получили её в феврале 1928, а ‘DF’ и ‘FG’ месяц спустя) и началась практическая подготовка к скорому открытию местного воздушного сообщения в Королевстве Сербов Хорватов и Словенцев [международное тогда обеспечивали французы].


    X-SEBC в Белграде, 1928 год.

        Первой югославской пассажирской авиалинией стал маршрут Белград – Загреб, открытый Аеропутом 15 февраля 1928. На первый, пока ещё не коммерческий, а рекламный рейс по этому маршруту выставили борт X-SEBC. И выполнять этот рейс взялся «звёздный» экипаж из шеф-пилота Владимира Ивановича Стрижевского и директора авиакомпании инженера (и бывшего военного лётчика) Тадии Сондермаера [Тадија Сондермајер], а их пассажирами стали пять журналистов (репортёров и фотографов) столичных изданий.

        Сбор всех заинтересованных лиц на аэродроме назначили на 8 утра. Погода выдалась так себе: низкая облачность и периодически льющий дождь, но решили, что лететь всё же можно (и нужно, не зря же собирались!). Поэтому после короткой торжественной церемонии экипаж и пассажиры заняли свои места в кабине.
        Стрижевский начал заводить двигатель ... и ничего не произошло. Механики покопались в моторе, но так и не смогли найти явных и простых в исправлении «косяков» и оживить механизм.
        К счастью, в готовности к полёту тогда держали не единственный самолёт, поэтому полного фиаско не случилось, и запланированный рейс всё же выполнили, пусть и с небольшим опозданием, но это уже часть истории другого аэроплана, так что продолжение следует...



    Фотография X-SEBC, которую выдают за сделанную 15 февраля 1928, но она, очевидно, относится к какому-то более позднему эпизоду того же года.


        С 1 января 1929 вступили в силу принятые ещё в 1927 году новые правила регистрации гражданских самолётов, и прежний югославский префикс X-S на всех машинах заменили на новый UN-, а последние три буквы кода тогда остались без изменений.



    UN-EBC, бывший X-SEBC по состоянию на 1929 или весну 1930. На борту самолёта к тому времени появилась какая-то надпись (возможно, «Аеропут» или «Београд»), к сожалению, не читаемая.


        Фотографии UN-EBC с левого борта я не нашёл, поэтому вместо неё показываю другой аппарат:


    Это зав.№ 1215 UN-EDF (бывший X-SEDF, будущий UN-SAD и YU-SAD).
    Видно полное «титулование» авиакомпании (причём не кириллицей, а латиницей), выписанное под окнами кабины и логотип-название чуть ниже. И не знаю, то ли такие обозначения присутствовали только на левом борту лайнера, то ли они появились позже того, как была сделана показанная выше фотография.



        Следующие изменение маркировки самолётов Аеропута произошло в 1930 году (не позднее июня), когда все югославские гражданские аэропланы перерегистрировали с индивидуальными кодовыми «аффиксами», начинавшимися с –PA_ и идущими далее по алфавиту.
        UN-EBC тогда превратился в YU-SAB, а остальные пять аеропутовских «Поте» (в 1929 фирма на волне успеха первых рейсов прикупила ещё два аппарата) заняли следующие строчки списка.


    Potez 29/2 авиакомпании Аеропут по состоянию на 1930-33 годы. Последняя буква регистрации в кадр не попала, собственного имени (если оно имелось) тоже не видно, поэтому идентифицировать машину не представляется возможным.
    Но как иллюстрация YU-SAB того же периода она вполне подходит. Надпись под окнами кабины осталась той же самой, но логотип под ней из тексто-графического стал простой эмблемой.



        В 1933 году югославская гражданская авиация перешла от префикса UN- к действующему и поныне YU-. Индивидуальная часть кодов тогда осталась без изменений.
        К сожалению, ни одной фотографии югославских «Поте» того периода у меня нет, поэтому и продемонстрировать нечего.



Tags: aviation art, Россия, Югославия, асы WW1, гражданские асы, извраты, самол.лайнеры 19, флюг-капитаны
Subscribe

  • ... извращения (384)

    боковик из польской монографии по He 100 от издательства «Милитария» He 100 V1 сер.№ 1901, проходивший заводские испытания в начале 1938.…

  • ... извращения (383½)

    переделанный боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1216 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской]…

  • ... извращения (382)

    боковик из оспреевских асов «Харрикейнов» 1941-45 Hurricane IIC (сер.№ может быть Z3574), в октябре-ноябре 1942 бывший персональным самолётом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments