AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (380)


боковик из оспреевской авиационной элиты на LeLv 24

    DH.60X Moth финского производства сер.№ MO-103, с зимы 1940/41 использовавшийся в качестве курьерского в LLv (позже LeLv) 24. 10 июля 1942 в очередном полёте случился отказ двигателя. Подходящей площадки для нормально приземления поблизости не оказалось, и пилот керсантти Эмиль Веса вынужден был садиться где придётся, в последний момент задрав нос и «парашютируя» прямо на деревья. Сам он и пассажир отделались лишь синяками и царапинами, но разбитая в хлам машина пошла на списание как не подлежащая ремонту.

    И это не единственный эпизод карьеры самолёта, определяющий его попадание в данную серию публикаций, потому что 16 сентября 1934, когда этот аппарат был гражданским OH-ILB с собственным именем “Lokki”, на нём выступал на авиашоу в Таллине пилот-частник Паули Массинен, уже проходивший в этом цикле постов.



        Этот аппарат относился к первой партии DH.60X постройки VL - Valtion Leutokonetehdas [Государственный Авиазавод] в Хельсинки, выпущенной в начале 1929.
        Данный конкретный аэроплан исходно нёс заводской номер 9/VL и, предположительно, должен был получить сер.№ MO-104, но вместо предполагаемой поставки в ВВС его пустили «на сторону» и в марте 1929 зарезервировали для передачи Mikkelin Ilmailukerho [аэроклубу города Миккели].
        Известно, что машина получила собственное имя “Mikkeli” и (в неофициальном порядке) гражданскую регистрацию K-SILB, но в указанный аэроклуб так и не попала, а в 1930 была куплена проживавшими тогда в Кельо (Ювяскюля) братьями Кархумяки.


    Фото 1930 года. Вроде бы, как раз K-SILB, но на этом превьюшно-рекламном скане прочитать имя на носу невозможно, а народ загораживает последние буквы регистрации.


        Новые владельцы переименовали машину в “Lokki” [«Чайка»], но смогли получить на неё сертификат лётной годности только 21.5.31, а 3.7.31 перерегистрировали на OH-ILB в соответствии с новым стандартом обозначений.


    Фото датируется 20.10.31.


        В 1933 братья основали фирму Veljekset Karhumäki OY [АО «Братья Кархумяки»], во флот которой вошёл и OH-ILB, но 7.8.34 его перерегистрировали на жителя Выборга Паули Массинена, месяц спустя выступившего на нём на аэрошоу в Эстонии.

        К сожалению, на середину тридцатых я фотографий не нашёл, а то можно было бы попытаться сделать боковик.
        Известно только то, что прежнее имя машины осталось неизменной, а использовалась она на колёсном шасси.

        В 1937 году самолёт списали после аварии. А 30.5.38 эти «дрова» выкупила фирма братьев Кархумяки с целью пустить на растопку запчасти.

        На деле она занялась реставрацией, к лету 1940 вернув машину к лётному состоянию и присвоив ей собственный зав.№ 3/VK, но трудно сказать, сколько там осталось от прежнего аппарата.
        Тогда же ей присвоили регистрацию OH-VKG, но за отсутствием сертификата лётной годности использовалась она в неофициальном порядке.

        19.12.40 братья продали самолёт ВВС, где ему присвоили сер.№ MO-103.
        Далее было использование в LLv(LeLv)24, авария 10.7.42 и формальное списание 10.10.42.


    MO-103 во время службы в LLv 24.


[_биография_Эмиля_Весы_]

        Эмиль-Онерва Веса, финн, 1912 г.р., уроженец Российской Империи (г.Выборга)

        Про начало его карьеры никакой информации не имею, но предполагаю, что он прошёл лётную подготовку в самом начале тридцатых, а потом уволился в резерв и занялся коммерцией в родном Выборге.
        Далее, вероятно, был мобилизован во время Зимней войны, но на фронт не попал и после демобилизации летом 1940 вернулся к мирной жизни.
        Летом 1941 опять был призван на активную службу, прошёл переучивание на современную технику и в декабре получил назначение в боевую часть.


        Звания: 15.6.31 – аликерсантти [про финские звания можно почитать тут]; 23.10.41 – керсантти; 22.10.42 – юликерсантти; 16.7.44 – вяпели.


        Части и кампании: с 3.12.41 и как минимум до осени 1944 служил в 3-м ленто LLv (с 3.5.42 LeLv, с 4.2.44 HLeLv) 24. Всего за время войны совершил 198 боевых вылетов. Начав воевать на Brewster B.239 и одержав на них 9½ побед, в апреле или мае 1944 пересел на Bf 109G-2 (ещё 3 победы), а в июне сменил его на Bf 109G-6 (ещё 17).


        Победы: 1-я – 25.6.42; 5-я – 20.5.43; 10-я с половиной – 2.6.44; с 13-й с половиной по 15-ю с половиной – 20.6.44; 20-я с половиной и 21-я с половиной – 28.6.44; 29½ и последняя – 19.7.44.


        Награды (в порядке награждения и без учёта памятных медалей): 2. luokan Vapaudenmitali [2-я степень Медали Свободы]; 1. luokan Vapaudenmitali; 4. luokan Vapaudenristi miekkojen kera [4-я степень Креста Свободы с мечами]; 3. luokan Vapaudenristi miekkojen kera.


        Демобилизовался 10.11.44.

        В 1948 он стал одним из основателей и первым вице-президентом Kauttuan ilmailukerhoa [аэроклуба города Кауттуа].
        Кроме авиации занимался коммерцией, и его последним известным местом работы был пост менеджера по закупкам в фирме Lännen Sokerin [«Западный Сахар»].

        Скончался 19.6.64.





Tags: aviation art, ww2, Скандинавия, асы WW2, гражданские асы, довоенные асы, извраты, неистребители асов, пилотажники/демонстраторы, самол.сем.Moth
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments