AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (367)


весь цвет тут из книги “Captured ME109s” польского издательства Atelier Kecay

        Принадлежавший 318-му (польскому) сквадрону RAF трофейный Bf 109G-14/AS позднего выпуска (хорватский сер.№ 2104, а немецкий, возможно, 782104), который в начале 1946 по крайней мере однажды облетал командир 239-го крыла RAF винг-коммандер Джеймс Э. Сторрар, уже проходивший в этом цикле постов.




        Винг-коммандер Сторрар сидит на крыле трофейного «Мессера».






        Но лучше рассказать всё по порядку...


        16.4.45 четвёрка 109-х из 2-го истребительного отряда 1-й авиагруппы [2.Lovačko Jato, 1.Zrakoplovna Skupina] во главе с командиром этой части сатником [про хорватские звания см. тут] Людевитом Бенцетичем [Ljudevit Bencetić, 16 побед] вылетела на разведку с аэродрома Загреб-Лучко.
        Кто тогда был ведомым у командира я не знаю, а лётчиками второй пары истребителей были наредники Владимир Сандтнер [Vladimir Sandtner; он был ведущим] и Йосип Цекович [Josip Ceković; ведомый в паре]. За некоторое время до этого вылета у них был разговор на предмет «война проиграна» и «пора валить». Ни сражаться до последнего, ни попадать в руки бывших соотечественников они не хотели, а потому решили перелететь к союзникам.
        Когда звено находилось в районе Синя, заговорщики начали постепенно отставать от первой пары, а потом взяли курс на запад и пересекли Адриатическое море, выйдя к итальянскому берегу севернее Анконы. Там лётчики разделились: Сандтнер приземлился на аэродроме Фальконара, где базировалась американская 321-я бомбардировочная группа, а Цекович сел на аэродроме Джези, который тогда занимало 3-е крыло SAAF.



        Борт 2104, на котором 16.4.45 дезертировал наредник Владимир Сандтнер.
        Кстати, в марте 1945 на этом самолёте как минимум два боевых вылета совершил командир 1-й авиагруппы бойник Златко Стипчич, тоже уже проходивший в этом цикле постов.


        Борт 2104 в американских руках:














        Затем этот Bf 109 остался в распоряжении 321-й группы и вместе с ещё одним трофеем – Bü 181, которого американцы ошибочно идентифицировали как Bf 108, поддерживался в лётнопригодном состоянии.
        В конце августа группа перебазировалась на другой аэродром и начала подготовку к возвращению в США, а авиабазу Фальконара передали итальянским ВВС.
        Итальянцев трофеи не заинтересовали, поэтому американцы отвезли оба аппарата на аэродром Джези и стали искать там желающих приобрести их в обмен на пару бутылок виски – хоть какая-то польза от техники, которую всё равно пришлось бы бросить на месте.
        Как раз тогда в Джези было совещание авиационных начальников, на котором присутствовал командир 318-го (польского) сквадрона RAF. Он и стал покупателем для двух «германцев».



        Борт 2104 уже в 318-м сквадроне, аэродром Лавариано, начало осени 1945.


        Фотографии из начала осени 1945:



   






        Осенью 1945 оба самолёта были перекрашены в британские цвета и получили тактические обозначения 318-го сквадрона.



        Борт 2104 после перекраски осенью 1945. В таком виде поляки (и примкнувший к ним винг-коммандер Сторрар) периодически летали на нём сначала в Лавариано, потом (с конца января 1946) в Тиссано и наконец (с марта) в Тревизо. Последний известный полёт датируется июнем 1946, а некоторое время спустя случился пожар двигателя, после которого мотор уже не удалось отремонтировать.
        Ну а в августе 1946 318-я убыла в Англию, бросив на месте неисправный «Мессер» и его дальнейшие следы теряются.

  Эмблема 318-го сквадрона. [найдена в сети]















        Вверху оба трофейных «немца» вместе.

        Внизу ещё две фотографии польского периода истории №2104.







Tags: aviation art, cold war, ww2, Британское Содружество, Польша, Югославия, асы WW2, извраты, послевоенные асы, самол.Bf 109, трофейные асы
Subscribe

  • ... извращения (384)

    боковик из польской монографии по He 100 от издательства «Милитария» He 100 V1 сер.№ 1901, проходивший заводские испытания в начале 1938.…

  • ... извращения (383½)

    переделанный боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1216 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской]…

  • ... извращения (383)

    боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1217 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской] компании Аеропут,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments