AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (358)


3 проекции из Klassiker der Luftfahrt № 3/2020

        Heinkel HD33 зав.№ 237 – единственный прототип не пошедшего в серию разведчика-бомбардировщика.
        Во время испытаний и последующей службы он носил сначала шведскую гражданскую регистрацию S-21, а потом немецкую D-1205, однако обе присутствовали только на бумаге, но не на обшивке самолёта. По крайней мере так было в 1925-27 годах, когда на нём летал Эберхард Монике, которому и посвящён данный пост.








        HD33 проектировался для «несуществующих» германских ВВС в качестве разведчика-бомбардировщика, но в заявку для межсоюзной контрольной комиссии такое, разумеется, написать не могли, поэтому разрешение на постройку было получено как на почтовый самолёт с мотором «Пума».
        Двигатель BMW VI заведомо нарушал ограничения Версальского договора, но выдать его за какой-то другой всё равно бы не удалось, поэтому Хейнкелю пришлось договариваться со Svenska Aero (будущая SAAB) о проведении испытаний на территории Швеции.
        Осенью 1925 постройка прототипа была закончена. Его выкатили из цеха, разобрали, запаковали и морем отправили на север. 28 сентября «посылка» прибыла в Стокгольм на пароходе Komet, там её перегрузили на железную дорогу и доставили в Мальмслетт.
        Вслед за самолётом туда же прибыл и Эрнст Хейнкель с большой группой сотрудников своей фирмы. Немцы быстро собрали машину, и в октябре заводской пилот Густав Бассер [Gustav Basser] приступил к лётным испытаниям, а позже к нему в этом присоединился и числившийся гражданским лицом, но фактически работавший на Рейхсвер лётчик-испытатель Эберхард Монике.
        Испытания шли тяжело: плохая погода, лётные происшествия, ремонты после них, разочаровывающие лётные данные самолёта и попытки улучшить конструкцию... В феврале 1926 программу испытаний остановили и переправили самолёт обратно в Германию.


Сборка HD33 в Мальмслетте и подготовка к испытаниям:






А это более поздний снимок, и на нём присутствует Эберхард Монике. Правда, не знаю, кто он из пяти присутствующих в кадре.




И ещё одна фотография того же периода:




        После возвращения на фирму, на самолёте поменяли двигатель на более мощную суб-модификацию того же мотора, а также поставили новый радиатор и изменили общие очертания носовой части, надеясь добиться улучшения характеристик машины.


Показанный выше вариант окраски соответствует именно модифицированному образцу 1926 года, а вот фотография того же периода:




        В таком виде HD33 в апреле-мае 1926 прошёл испытания в DVL (по некоторым данным Монике в них тоже участвовал), а потом опять вернулся к производителю.
        К январю 1927 стало окончательно ясно, что самолёт вышел так себе, поэтому от отправки его в Липецк решили отказаться, но всё же посчитали нужным испытать по полной программе, и в марте прошли специальные испытания на скорость и скороподъёмность, которые проводили шеф-пилот Хейнкеля Штефан фон Прондзински [Stephan von Prondzynski] и «представитель заказчика» Эберхард Монике.

        Позже аппарат передали армии и в течении нескольких лет он использовался для различных испытаний и служебных полётов в испытательном центре в Рехлине и на фирме «Альбатрос» вплоть до списания в феврале 1932.



HD33 в конце своей лётной карьеры.



[__биография Монике__]

        Эберхард Монике, 1898 г.р.

        Родился и вырос под Берлином.
        Возможно, учился в кадетском училище [потому что уж больно рано он получил офицерское звание].
        В возрасте 17 лет записался в военную авиацию.
        12.9.15 прибыл в FEA 8 в Грауденц, 16 октября переведён в BeoSch Hannover, а 12 ноября в FBS Döberitz.
        В декабре закончил обучение и убыл на фронт.


        Звания: по состоянию на 1916 – лейтенант и в этом же звании закончил войну.


        Части и кампании (1): с 19.12.15 воевал наблюдателем на западном и (с июня 1916) восточном фронтах в составе KAGOHL 2/12, 14.7.16 переведён в 7-й штаффель той же эскадры и продолжал воевать на восточном и (с октября) балканском фронтах. Летал на двухместных разведчиках разных типов и когда-то в 1916 одержал одну победу.
        4 января 1917 отозван в тыл и направлен на лётную подготовку в Готу в FEA 3. 7 мая через AFP 6 проследовал в Валансьен в JastaSch I. За 10 дней прошёл там курс истребительной подготовки и 18 мая через тот же авиапарк проследовал в строевую часть.
        С 18 мая воевал в Jasta 11. Летая на Albatros D.III и D.V, одержал 6 воздушных побед и чуть не добавил к этим успехам один сбитый немецкий самолёт: во время воздушного боя 10.12.17 кто-то что-то не расчетал, и в результате Монике рубанул винтом по хвосту истребителя будущего аса Ханса-Хельмута фон Боддина [Hans-Helmuth von Boddien]. На их счастье, последствия столкновения были минимальные: «таранивший» сел на вынужденную с разбитым пропеллером, а «протараненный» лишился руля высоты, но всё равно сумел благополучно приземлиться на своём аэродроме.
        В начале 1918 Монике пересел с «Альбатроса» на Fokker Dr.I, но 1.3.18 был ранен на нём и эвакуирован в госпиталь.
        11.5.18 вернулся обратно в часть как и.о. штаффель-фюрера, 19 июля сдал пост закончившему лечение Лотару фон Рихтгофену, а 14 августа снова его занял, когда Рихтгофен стал и.о. командира эскадры. 26 августа убыл в отпуск, вернувшись 2 сентября на тот же пост, а 4 сентября передал его «штатному» командиру. Летал в этом «туре» на Fokker D.VII и одержал 2 победы.
        8.9.18 отозван в тыл и получил назначение в Idflieg (судя по всему, лётчиком-испытателем). Среди прочего, он участвовал в 3-м конкурсе истребителей (октябрь 1918), во время которого летал на опытном Albatros D.XI (и, очевидно, не только нём).


        Победы: 1-я – когда-то в 1916, но никаких подробностей о ней не известно; 2-я (она же 1-я известная) – 21.5.17; 5-я – 16.8.17. Всего 9 побед.


        Награды: 29.9.18 получил рыцарский крест Гогенцоллерна, а до того его награждали Железным Крестом двух классов и Серебряным кубком победителю в воздушном бою. Все награды прусские.
        Также нельзя исключить возможности наличия каких-нибудь знаков отличия других «субъектов имперской федерации», но какие-либо данные на этот счёт отсутствуют.


        Информации по первым послевоенным месяцам у меня нет, а в начале 1919 Монике был в Вюртемберге, где записался во фрайкор генерал-майора Хааса.


        Части и кампании (2): с апреля по как минимум июнь 1919 служил во Flieger-Abteilung der Württembergische Freiwilligen Abteilung Haas и в мае участвовал в боях против Баварской Советской республики.
        Летом 1919 на основе вюртембергской фрайкора сформировали 13-ю бригаду Рейхсвера, и его авиаотряд, вероятно, тоже преобразовали в какой-нибудь рейхсверовский флигер-штаффель, но подробностей я не знаю.
        Но в любом случае всё закончилось осенью 1919, когда в связи с вступлением в силу Версальского мирного договора все немецкие авиационные части были расформированы.


        Следующее, что мне известно об Эберхарде Монике – это то, что во второй половине двадцатых он служил лётчиком-испытателем в подпольных германских ВВС.
        Будучи обер-лейтенантом в отставке, в 1928 (или 29) он возглавил Fliegerstaffel Rechlin – одну из двух военных испытательных эскадрилий.
        В 1930 году побывал в командировке в Липецке, где летал на специально оборудованных Junkers W34 по программе испытаний новых “C-bomb”, но к осени уже вернулся в Германию.

        В октябре 1930 испытывал Messerschmitt M.22 (двухмоторный трёхместный «воздушный крейсер», предлагавшийся как ночной истребитель). 14 числа выполнил очередной испытательный полёт и уже возвращался на заводской аэродром, когда произошла катастрофа.
        Согласно одному из описаний, лётчик решил выполнить мёртвую петлю, когда внезапно разлетелся на куски один из пропеллеров, обломки которого сработали как шрапнель.
        По другому описанию на подходе к аэродрому он перевёл машину в крутое пикирование, и начался флаттер, от которого самолёт буквально развалился на куски.
        Монике сумел выбраться из кабины и воспользовался парашютом, но было уже слишком поздно, и высоты на полное открытие купола уже не хватило.





Tags: aviation art, Германия, асы WW1, гражданские асы, извраты, испытатели, неистребители асов, послевоенные асы, самол.Heinkel
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments