AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Category:

... извращения (321)


боковик из оспреевских Асов «Москито»

Mosquito NF.XXX сер.№ NT585 из состава 125-го сквадрона RAF, на котором с мая по октябрь 1945 регулярно летал командир этой части винг-коммандер Джеффри Л. Хауитт. В бой он на нём ни разу не летал, и вообще во время войны сделал на этом аппарате всего один тренировочный вылет 7 мая, чтобы попрактиковаться в перехватах.


[__био__]

        Джеффри-Ленард Хауитт, англичанин 1914 г.р.

        После окончания средней школы решил податься в авиационные инженеры и в 1932 году поступил в открывшийся годом ранее College of Aeronautical Engineering в Челси. Теорию и общетехническую практику студенты этого заведения получали непосредственно в колледже, а авиационную практику предоставляла Brooklands School of Flying.
        Сразу же после поступления он записался в организованный и поддерживаемый самими студентами College of Aeronautical Engineering Aero Club. Разумеется, собственных самолётов и квалифицированных инструкторов у клуба не было, поэтому учились курсанты на базе всё той же Бруклендской лётной школы (на разных «Мотах»). В зимний период летали только по выходным, потому что в будние дни просто не успевали добраться с учёбы на аэродром до темноты.
        Первое соло Хауитт выполнил в ноябре 1932, а весной следующего успешно сдал экзамены на лицензию категории ‘A’ (пилота-частника), которую ему выписали 21.6.33. А собственно пилотский диплом FAI он получил чуть раньше – 29 мая.
        Скорее всего, это он был тем самым «мистером Хауиттом», присоединившимся к Brooklands Flying Club в первых числах марта 1934, но имена, или хотя бы инициалы новых членов клуба в журнальной заметке, к сожалению, не привели.
        1 марта 1935 наш герой получил министерскую лицензию авиационного инженера («наземного»), а в мае выпустился из колледжа (соответствующий диплом выписали 17 мая).
        Дальнейшая его гражданская карьера мне не известна, а военную он начал в сентябре 1936, записавшись в резервисты RAF класса ‘F’ (лётчики-солдаты без предшествующего опыта службы). В 1937 году этот класс резерва был ликвидирован, а входившие в него резервисты переаттестованы в недавно созданный Добровольческий резерв RAF. В случае с сержантом Хауиттом это произошло в октябре 1937.
        Особых подробностей нет, но известно, что в 1936-39 он в свободное от основных занятий время проходил подготовку в 19 E&RFTS [Elementary and Reserve Flying Training School] в Гатвике, 21-й в Рочестере и 1-й в Хатфилде (все недалеко от Лондона, в котором он, очевидно, жил и работал после колледжа).
        Подготовка лётчиков-резервистов в мирное время шла о-о-очень медленно и летали они только на самолётах первоначального обучения (таких же «Мотах», как и в гражданских аэроклубах). Резко ускорилось всё лишь после мобилизации.
        1.9.39 Хауитт был призван на активную службу и направлен на срочное доучивание в 10 FTS в Тернхилл и с 9 сентября по 6 ноября прошёл там «продвинутый» курс, после которого получил первое строевое назначение.


        Звания: октябрь 1937 – сержант RAFVR [не исключено, что сержанта ему присвоили всё же не сразу, а спустя какое-то время службы]; не ранее ноября 1939 – флайт-сержант [это и все последующие звания тоже были в RAFVR]; 10.6.40 – пайлот-офицер “on probation” со старшинством с 25.4.40; 25.4.41 – «военно-постоянный» флаинг-офицер; 25.4.42 – «военно-постоянный» флайт-лейтенант; июнь 1943 – «действующий» сквадрон-лидер; декабрь 1944 – «действующий» винг-коммандер; 15.3.45 – «военно-постоянное» звание подняли до сквадрон-лидера.


        Части и кампании: с ноября 1939 служил в только что сформированном 245-м сквадроне RAF – истребительной части, получившей поначалу двухмоторные Blenheim IF; в феврале 1940 добавилось также некоторое число Battle, использовавшихся как тренировочные; в марте 1940 прежние типы заменили на Hurricane I; в середине мая началось выполнение боевых вылетов на юге Англии [силами «детачмента», а основная база была на севере], и Хауитт поучаствовал в некотором числе вылетов на перехват нарушителей, а также не менее 10 раз летал на прикрытие дюнкеркской эвакуации; 20.7.40 перевод в Северную Ирландию на прикрытие конвоев.
        9.10.40 перевод в 615-й сквадрон (тоже на Hurricane I), который как раз закончил отдых на севере и буквально на следующий день выдвинулся на юг, где шли активные бои. По собственному позднейшему признанию, дневная тактика истребителей показалась ему слишком сложной, поэтому в ноябре вызвался добровольцем в ночные истребители.
        15.11.40 получил перевод в 85-й сквадрон, летавший на тех же самых Hurricane I, только ночью; «Харрикейны» оставались до апреля 1941, но уже 2 января началось перевооружение на Defiant I, прекращённое в феврале, когда лётчики успели сделать на этом типе всего 3 боевых вылета (не знаю, участвовал ли в них Хауитт); 15.2.41 началось перевооружение на Havoc I, и чтобы лётчикам было проще освоиться с шасси с носовым колесом, им выдали тренировочный GAL.42 Cygnet; 8.4.41 «Хэвоки» начали летать в бой, и наш герой вскоре сумел открыть боевой счёт этого типа самолётов, а всего на них одержал 2/0/1 побед; в июле 1941 начали поступать Havoc II, но не знаю, довелось ли тогда на них полетать Хауитту, т.к. уже в августе он завершил свой первый «боевой тур».
        21.8.41 стал инструктором в 51-й OTU в Кранфилде. Эта часть специализировалась на подготовке летчиков ночной истребительной авиации (на «Бленхеймах» и «Хэвоках», а позже на «Москито»).
        В апреле 1942 начал второй «боевой тур» в том же 85-м сквадроне, который к тому времени был уже полностью вооружен Havoc II; в августе-сентябре 1942 прошло перевооружение на Mosquito II; в декабре 1942 убыл на учёбу в CGS [Central Gunnery School] в Саттон Бридж; когда вернулся, не знаю, но сам по себе курс был расcчитан на месяц; в марте началось поступление «Москито» Mk.XII и Mk.XV, а старые Mk.II вывели из состава части в июне; в том же месяце Хауитта поставили командиром флайта ‘B’; после августа на вооружении остались только Mk.XII, а в октябре 1943 началось поступление Mk.XIII, но не знаю, успел ли на них полетать Хауитт, в том же месяце завершивший свой «тур»; всего он одержал 4 подтвержденные победы, все на Mk.XII.
        В октябре 1943 стал инструктором в 63-й OTU в Хонили (готовила экипажи для ночных истребителей: пилотов на «Бофайтерах» и «Москито», а операторов на «Веллингтонах», переоборудованных в летающие классы РЛС).
        В апреле 1944 начал свой третий «тур», став командиром флайта ‘A’ 456-го сквадрона RAAF, летал на Mosquito XVII и одержал 1 предположительную победу над самолётами и 2 подтвержденные над Фау-1.
        В декабре 1944 стал командиром 125-го сквадрона RAF, который тогда тоже летал на «Москито» Mk.XVII, а в феврале-марте 1945 прошёл перевооружение на Mk.XXX.
        Всего за время войны совершил 230 боевых вылетов.


        Победы: 1-я – 9/10.4.41; 5-я – 22/23.8.43. Всего 6/1/1 побед над самолетами и 2 над V-1, все ночные на двухмоторных самолётах с радиолокатором.


        Командовал 125-м сквадроном вплоть до демобилизации 6.10.45. После этого продолжил службу в Добровольческом резерве.
        Понятно, что «действующего» винг-коммандера с него сняли сразу после демобилизации, а потом где-то во второй половине сороковых, когда истекло время действия «военно-постоянных» званий, ему присвоили какой-то постоянный чин.
        Какой именно, мне не известно (мог быть в промежутке от флаинг-офицера до сквадрон-лидера).
        Точно можно сказать только об итоговом звании – на момент завершения службы в RAFVR 29.1.59 он был сквадрон-лидером, а после отставки получил право именоваться винг-командером.

        Параллельно со службой в резерве Хауитт продолжил и гражданскую карьеру, устроившись на работу лётчиком-испытателем в Air Registration Board [гос.структура, регулировавшая деятельность гражданской авиации]. Его основной задачей там стали контрольные испытания на сертификат лётной годности воздушного судна.
        В этом качестве он летал на многих экземплярах разных пассажирских (Tudor, Viscount, Comet) и транспортных (Belfast) самолётов. Насчёт лёгких, туристических, учебных и прочих частных машин мне никакой информации не попадалось, но это тоже вполне возможно.
        Ещё он 10.11.49 получил диплом пилота-планериста, но я не знаю, было это сделано по велению души лётчика, или же в соответствии с его должностными обязанностями. А вот выписанный ему 27.2.52 сертификат борт-радиста (радиотелефония) точно был связан с работой.

        Т.к. аппараты все были уже испытанные, то обычно всё проходило без каких-либо происшествий, но изредка случались и неприятные инциденты. Например, 22.8.56 он чуть не убился, попав в штопор на «Вайкаунте» и сумев выйти из него только с большими перегрузками, привёдшими к повреждению планера.

        В 1965 ушёл с лётно-испытательной работы.
        По периоду 1965-72 в биографиях не приводится никакой информации, за исключением того, что Хауитт тогда периодически летал, чтобы поддерживать свою лицензию пилота-частника.
        А в 1972-76 он, согласно тех же биографий, работал в бизнесе судов на воздушной подушке. И тут не понятно, то ли имеются в виду такие суда вообще, то ли фирма British Hovercraft Corporation.

        В 1976 окончательно ушёл на покой.
        Скончался в 2001.



[Награды и знаки отличия Дж.Л.Хауитта]
        Награды и знаки отличия Дж.Л.Хауитта (в порядке старшинства)

        Distinguished Flying Cross – 30.9.41
        Bar to Distinguished Flying Cross – 26.10.43
        1939-43 Star [позже заменённая на “1939-45 Star”] with clasp “Battle of Britain” – учреждена 8.7.43
        Air Crew Europe Star with clasp “France and Germany” – введена в мае 1945
        War Medal 1939-45 – учреждена 16.8.45
        Air Efficiency Award – ноябрь 1943 [давали за выслугу в «ауксилиариях» и RAFVR]
        Queen’s Commendation for Valuable Service in the Air [с вручением «гражданского» знака] – удостоен в июне 1958, но фактически получил только в ноябре







Tags: aviation art, ww2, Британское Содружество, асы WW2, извраты, послевоенные асы, самол.Mosquito
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments