AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (298)


боковик из оспреевских асов «Буффало»

Buffalo I сер.№ W8182 из состава 243-го сквадрона RAF, который в июне 1941 облетал на авиабазе Калланг в Сингапуре сержант RNZAF Джеффри Б. Фискен, бывший главным летчиком-испытателем части.


[__био__]

        Джеффри-Брайсон Фискен, новозеландец, 1916 г.р.

        Сын фермера; с детства увлекался авиацией, и в 11 лет участвовал в постройке любительского планера, в 14 начал брать уроки пилотирования в аэроклубе, но повзрослев о военной карьере уже не задумывался, а нашел работу на овцеводческой ферме, время от времени летая в том же аэроклубе на DH.60G Gipsy Moth.
        Вскоре после начала войны пошел на призывной пункт записываться в ВВС, но получил отказ, т.к. местное сельское хозяйство во время войны рассматривалось как одна из приоритетных отраслей новозеландской экономики, и её работники автоматически получали бронь от призыва. Добровольцами они все же могли записаться, но только при предоставлении письменного согласия от работодателя.
        На добывание этой бумаги у Фискена ушло несколько месяцев и в RNZAF он был принят только в начале 1940 года. К концу года он закончил обучение и в январе 1941 выпустился из летной школы, но вместо ожидаемого направления на Средиземное море ему досталась «путевка» в Сингапур, и вскоре после прибытия туда он получил и первое строевое назначение.


        Звания: начало 1940 – эркрафтсмен (класса не знаю); в январе (или к январю) 1941 – сержант; в 1942 (не ранее апреля) – пайлот-офицер; по состоянию на июнь 1943 – флаинг-офицер. Все звания в RNZAF.


        Части и кампании: в феврале 1941 в течении 2-3 недель служил в 205-м сквадроне RAF, базировавшемся в Сингапуре и вооруженном летающими лодками Singapour III, но не факт, что хотя бы раз пилотировал эти самолеты; легко договорился о переквалификации в летчики-истребители (для защиты Малайи англичане планировали сформировать несколько эскадрилий) и в конце февраля 1941 был переведен в 21-й сквадрон RAAF (тоже в Сингапуре), в котором прошел трехнедельную переподготовку на австралийских двухместных разведчиках Wirraway [модификация американского учебного самолета, одного из прямых предков знаменитого «Тексана»] – ничего более похожего на современный истребитель у британцев в регионе просто не было, поэтому до конца лета 1941 все будущие летчики-истребители переучивались там.
        16 марта последовал перевод на авиабазу Калланг там же в Сингапуре, где несколькими днями ранее началось формирование 67-го и 243-го сквадронов RAF. Фискен был определен в 243-й, но до лета это было чистой формальностью, т.к. в наличии было всего несколько пилотов в обеих эскадрильях, да и те были задействованы как летчики-испытатели при сборке и введении в строй прибывающих на Дальний Восток Buffalo Mk.I. Формирование сквадронов завершилось только к середине лета 1941 (кстати, личный состав в них оказался почти целиком RNZAF’овский), и Фискен стал первым из пилотов 243-го, заслуживших право на персональный самолет (он тогда числился во флайте “A”).
        Осенью 1941 он, судя по некоторым данным, был переведен в 67-ю эскадрилью и в середине октября перебрался вместе с ней в Бирму, но через несколько дней после этого вернулся в прежнюю часть и именно с ней вступил в бой после начала малайской кампании, совершив первый боевой вылет 8.12.41. Всего в составе 243-й эскадрильи одержал 5 побед, все на «Буффало». Во второй половине января он совершил несколько полетов на Hurricane IIB, полученных 488-м (RNZAF) сквадроном RAF, и как минимум один из них был боевым вылетом, но противника тогда в воздухе не оказалось.
        Тем временем к концу января английские истребительные части в Малайе были почти уничтожены и их остатки свели в наименее пострадавший 453-й (RAAF) сквадрон RAF. В последний день месяца 243-я передала в эту эскадрилью все уцелевшие истребители и нескольких пилотов, в т.ч. и Фискена. На следующий день он одержал свою единственную победу в новой части, но и сам был ранен в воздушном бою. В госпиталь летчик ложиться отказался, предпочтя остаться на аэродроме и через пару дней даже возобновив полеты: 4 февраля он вызвался добровольцем на проведение развед.полета, а в следующие дни, возможно, тоже поднимался в воздух.
        В районе 11 февраля Фискен и еще один раненый пилот вместе с группой австралийских солдат были эвакуированы морем в Австралию. В марте он оказался в Новой Зеландии вместе с другими эвакуированными летчиками 243-й и 488-й эскадрилий. В апреле «беженцы из Сингапура» стали основой для формирования 14-го сквадрона RNZAF – первой истребительной эскадрильи новозеландских ВВС (488-я не в счет, т.к. она относилась к структурам RAF). Эта часть должна была обеспечивать ПВО собственных островов, после всех поражений союзников оказавшихся практически беззащитными перед возможными рейдами японских авианосцев.
        Первоначально летчики тренировались на учебных Harvard, а потом получили комплект Kittyhawk Mk.IA (P-40E из английского заказа, перенаправленные в RNZAF). К весне 1943 они сменили их на P-40K-15 и M-5 из прямых американских поставок, на которых и выдвинулись на фронт.
        В апреле 14-я эскадрилья прибыла на Эспириту-Санто (о-ва Банкс; тыловая база для частей, воевавших на Соломонах), а с 11 июня по конец июля провела «боевой тур» на Гуадалканале. Потом был отвод домой на отдых, новое возвращение на Санто в октябре и второй боевой тур, уже на острове Нью-Джорджия, с ноября по двадцатые числа декабря. Но не факт, что Фискен тоже участвовал во втором боевом походе, т.к. 20 декабря 1943 он вышел в отставку по состоянию здоровья (из-за отложенных последствий малайского ранения), а это точно не могло быть прямо на фронте, а значит его отстранили от полетов как минимум за несколько недель до этого дня.


        Победы: 1-я предположительная – 13.12.41; 1-я подтвержденная – 12.1.42; 5-я (она же 4-я личная при также имеющихся двух в паре) – 21.1.42; c 9-й по 11-ю – 4.7.43. Всего 11 подтвержденных побед (10 личных и 2 в паре), из которых 6 в Малайе и 5 на Гуадалканале. Лучший ас союзников на «Буффало» и лучший ас Британского Содружества в боях с Японией.


        После увольнения со службы вернулся к фермерству и более ни в чем авиационном замечен не был.





Tags: aviation art, ww2, Британское Содружество, асы WW2, извраты, испытатели, самол.Buffalo, тыловые асы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments