AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (294)


боковик из HT Model Special №905

Avia B.534 сер.№ 534.119 из состава Учебной летки словацких ВВС, использовавшийся для тренировок курсантского и инструкторского состава LŠ–SVZ [т.е. Лётной школы Словацких Воздушных Сил]. Среди прочих пилотов в сентябре 1941 на нём «отметился» и поручик Владимир Кришко, завершавший тогда переучивание с разведчиков на истребители: его известный полёт на этом самолете датируется 20 сентября, а через неделю он стал дипломированным летчиком-истребителем.



боковик из того же источника



[__био__]

        Владимир Кришко, 1915 г.р.

        Словак, родившийся в Австро-Венгрии, а выросший в Чехословакии.
        По достижении 18 лет записался добровольцем на службу в авиации и с 1.9.33 приступил к обучению на пилотском отделении Школы молодых авиационных авиационных специалистов при Училище ВВС [Škola pro odborný dorost letectva při vojenském leteckém učilišti v Prostějově]. Выпустился 16.7.35 и вскоре получил первое строевое назначение.


        Звания (1): 1933 – воин [про чешские и словацкие звания можно почитать тут]; по состоянию на июль 1935 – свободник; 16.8.36 – десятник; 15.5.37 – четарж.


        Части и кампании (1): с 31.7.35 служил в 15-й летке 3-го полка (летала на разведчиках разных типов, а по состоянию на январь 1938 уже остались только Š.328); 1.8.38 переведен в 74-ю летку 6 полка (самолеты Aero Ab.101 и Avia B.71 [лицензионный СБ]).


        Во время окончательного раздела Чехословакии в марте 1939 Кришко оказался на территории Протектората, но в том же месяце репатриировался в только что образованную независимую Словакию и записался в её ВВС.


        Звания (2): 30.3.39 – принят на службу то ли чатаром, то ли сразу в чине ротни (в июне переименован в чатника); 1.9.39 – ротник; 15.8.40 – поручик; в 1943 – надпоручик со старшинством от 1.1.43.


        Части и кампании (2): с 30.3.39 был в Учебной летке [Cvičná letka; она была одна на все словацкие ВВС]; 15.8.39 переведен в 64-ю летку (летала на смеси из Letov Š.128, Š.328, Aero A.100 и Ab.101) и вместе с ней принял участие в польской кампании.
        С 30.10.39 по 15.8.40 проходил офицерский курс в Военной академии.
        C 15.8.40 служил в Технической летке [Technická letka; также единственная в ВВС]; 31.3.41 переведен в аэродромную роту [letištná rota] авиабазы Тренчин-Бискупица; кроме того, с 1.10.40 он параллельно с обычной службой учился в Офицерской школе наблюдателей [Pozorovateľská škola pre dôstojníkov letectva, бывшая частью LŠ–SVZ], где, как ни странно, проходил переучивание на истребители, но был мобилизован прежде, чем успел закончить этот курс.
        С 25.6.41 воевал на восточном фронте в составе 2-й летки, летал на разведчиках Letov Š.328, но уже 20 августа его часть завершила «боевой тур» и переведена обратно в Словакию для организации курьерской службы.
        После возвращения в Словакию Кришко вернулся и в летную школу, и 27.9.41 ему вручили диплом летчика-истребителя.
        28.9.41 получил назначение в состав 13-й летки (истребители Avia B.534), но фактически приступил к несению службы в октябре.
        25.2.42 в составе группы словацких летчиков приступил к переподготовке в 5.(slow.)/JGr. Drontheim [несмотря на название, это была не боевая, а учебная часть и базировалась она не в Норвегии («Дронтхайм» – это Тронхейм), а в Дании] на самолетах Bf 109 модификаций D и E; 6.7.42 вернулся в Словакию и назначен заместителем командира в так называемом Первом фронтовом составе 13-й летки [строго говоря, это был уже второй боевой состав, а настоящий первый – это летчики лета-осени 1941, но их почему-то не учитывают], который тогда как раз готовился к отправке на фронт.
        Подготовка завершилась в октябре, и 14 числа Кришко во главе «наземного эшелона» летки убыл на восток по железной дороге, воздушный выдвинулся «своим лётом» через две недели и воссоединился с «наземниками» на фронтовом аэродроме в первых числах ноября.
        9 ноября 1942 13-я летка, она же 13.(slow.)/JG52 начала боевые вылеты, и так получилось, что Кришко открыл и закрыл боевой счет первого состава летки, сначала 28.11.42 поучаствовав в первой победе (она проходила только в словацких документах, а потому за полноценную победу не признаётся), а потом 4.7.43 лично одержав последнюю. А всего за время этого «тура» он совершил 156 боевых вылетов на Bf 109 модификаций E, F и ранних G и одержал 9 подтвержденных побед.
        17.7.43 вернулся в Словакию и (возможно, после отпуска) получил временное назначение в состав 1-й технической летки; 8.11.43 назначен командиром летавшего на старых Bf 109E 13-й летки Дежурного истребительного звена [Hotovostný stíhací roj] на братиславском аэродроме Вайнори, сменив на этом посту Ф.Циприха.
        31.1.44 звено было формально развернуто в летку [Pohotovostná letka], а фактически слито с прибывшей на тот же аэродром 13-й леткой, командиром которой также был Кришко (его назначили на эту должность еще в ноябре 1943, но приступить к командованию он смог только теперь). Боевые вылеты в ПВО были редкими, и комэску довелось всего лишь однажды подняться по тревоге на перехват (так и не состоявшийся) на Bf 109E-7 в апреле 1944.
        В мае 1944 Дежурная летка прекратила свое существование, а 13-я, прошедшая перевооружение на Bf 109G-6, была переведена на другой аэродром. Командовать её продолжал Кришко. С 25.5. по 5.6.44 он отучился на курсах авиационных командиров Люфтваффе в Вене (и летал там на Bf 108 и Bf 109), а потом вернулся в Словакию, но вскоре заболел и поэтому в единственном (и разгромном) бою с американцами 26.6.44 не участвовал.


        29.8.44 началось Словацкое Народное Восстание, и надпоручик Кришко тоже присоединился к нему.


        Части и кампании (3): с 30.8.44 был в составе Комбинированной летки [Kombinirovaná letka], а 13.10.44 принял командование этой частью и, параллельно, командующим авиабазой Три Дуба. Всего за время восстания совершил 20 боевых вылетов на Avia B.534, в основном на разведку и штурмовку.
        25.10.44 все оставшиеся исправные «повстанческие» самолеты перелетели в СССР, но для Кришко было особое задание: они вместе со Ш.Оцвирком на двух легких самолетах приземлились на полевом аэродроме Доновали, чтобы вывезти оттуда двух генералов. Однако, те отказались покидать свои войска, и на рассвете 28 октября летчики подожгли свои самолеты и ушли к партизанам.

        Партизанил надпоручик Кришко чуть больше трех месяцев, а затем перешел через линию фронта и 8.2.45 записался в состав 1-го Чехословацкого корпуса в СССР и, вроде бы, служил в частях 1-й отдельной смешанной чехословацкой авиадивизии, но какие-либо подробности отсутствуют [по крайней мере, в списках летчиков истребительных полков его нет].
        И первое его достоверно известное назначение – 17.3.45 в инструкторский состав LVS [Letecké výcvikové středisko = Авиационный учебный центр], в котором он и закончил войну.


        Победы: 1-й успех – победа в паре 28.11.42, но в немецких документах она не проходит, а потому учитывать её не принято; 1-я официально признанная – 25.2.43; 5-я и 6-я – 28.5.43; 9-я – 4.7.43. Всего 9 воздушных побед, все в составе словацких ВВС на восточном фронте.


        После войны Кришко продолжал служить в учебном центре и 1.6.45 был назначен там командиром Cvičná letka [в ВВС Чехословакии свои Учебные летки были в разных частях и соединениях].
        1.8.45 получил новое назначения в состав 2-го аэродромного дивизиона [Letištní peruť] на авиабазе Пьештяни.
        С 1.10.45 по 31.1.49 служил в авиационном полку, который сначала носил номер 1, потом 26.10.45 был переименован в десятый, а 22.1.46 обратно в первый. На вооружении части находились истребители S-95 (Ла-5ФН) и S-97 (Ла-7), а в 1948 их начали заменять на Avia S-199 [если кто забыл, это перемоторенные чешские Bf 109G]. Надпоручик Кришко там исходно занимал должность «стрелкового офицера», затем 15.12.45 был назначен 1-м заместителем комполка, 1.3.46 произведен в капитаны и 1.10.46 – в штабные капитаны, а в марте 1947 занял должность комполка.
        В декабре 1947 убыл на трехмесячные курсы командиров частей. Выпустился 8.3.48, вернулся обратно в часть и 1.4.48 был произведен в майоры, а 1.6.48 подтвержден в должности комполка [до того, судя по всему, он был лишь врио].
        31.1.49 переведен на какую-то должность в 5-й авиаполк, но позже признан благонадежным и 15 апреля вернулся к командованию 1-м полком.
        1.9.49 приступил к обучению на курсе командиров соединений, после окончания которого вернулся на прежнюю должность 31.3.50. В том году последние «лавочкины» полка ушли на списание и в строю остались только «мессера», а 1.12.50 полк переименовали в 1. letecký stíhací pluk, и в 1951 началось получение МиГ-15.

        1.6.51 [по другим данным 4.8.51] Кришко переведен в систему обучения ВВС и назначен заместителем начальника Letecké učiliště [это в действительности не летная школа, а совокупность аж из шести учебных авиаполков] по лётной практике.

        А 1.7.52 он вышел в отставку в чине подполковника. И, судя по всему, не сам ушел, а его «ушли» по причине утраты доверия, несмотря на его партийность и поддержку колебаний линии партии.




еще один боковик того же самолета из Аэроархива (чешского) на Avia B.534



Фотографии B.534.119 в Тренчинской Бискупице:











Tags: aviation art, ww2, Чехословакия, асы WW2, извраты, самол.чешские, тыловые асы, учлёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments