Безвозвратные потери самолетов Илья Муромец
во время Первой Мировой и Гражданской войн.
Ничего эксклюзивного, просто информация из книги М.Хайрулина...
Боевые потери
тип зав.№ борт.№ командир дата обстоятельства
В | №150 | Киевский | пор.И.С.Башко | 5.7.15 | Вын.посадка после возд.боя. Списан из-за полученых повреждений
| Вылет на разведку и бомбометание. Последовательные атаки трех непр.самолетов, первая в 40 верстах от линии фронта, последняя над траншеями. Командир корабля ранен, пробиты бензобаки, перебиты бензопроводы к левым моторам, пробиты радиатор и маслобак одного двиг. Продолжали полет на двух моторах пока не вытек весь бензин. При вын.посадке машина увязла на заболоченном лугу и получила дополнительные повреждения (шасси и нижн.крыло).
В | №151 | III | шт.кпт.Д.А.Озерский | 2.11.15 | Сбит зенитным огнем
| Вылет на бомбометание. Сильный зенитный огонь. осколками перебиты тросы управления элеронами. Командир пытался повернуть назад, пользуясь одним рулем поворота. Затем самолет потерял управление и разбился уже на нашей территории. Один из членов экипажа чудом выжил и рассказал об обстоятельствах потери.
Г | №184 | X | пор.А.М.Констенчик | 13.4.16 | Списан из-за поврежд.от зен.огня
| Вылет на разведку и бомбометание. Под сильны зен.огнем вре время над непр.терр. Бомбил ст.Даудзевас, в первом заходе ранен штурман, во втором тяжело ранен командир и повреждены три мотора. Самолет начал падать, но второй пилот вовремя сумел перехватить управление. До своего аэродрома дотянули фактически на одном моторе (поврежденные работали только на малых оборотах). В момент приземления перебитые осколками лонжероны сломались и все правое крыло повисло на одних расчалках (шасси осталось цело, так что ошибку пилотирования можно исключить).
Г | №188 | XVI | пор.Д.Д.Макшеев | 12.9.16 | Сбит в воздушном бою
| Массированный вылет на бомбардировку штаба герм.89-й пех.див., а также артскладов и аэродрома в районе нас.пункта Боруны. 2 ИМа и 13 легких аппаратов. В воздушном бою участвовал один ИМ и 9 легких. Сбит над Борунами. Победу одержал экипаж "Авиатика" C.I
| | | | | | | | | | |
Сожжены собственными экипажами
А | №107 | --- | лт.Г.И.Лавров (?) | 21.7.14 |
| Сожжен в бухке Карал (о.Эзель) из-за приближения миноносцев прот-ка и неисправности двигателей. Позже выяснилось, что корабли были свои, но было уже поздно...
? | № ? | XIII (?) | прап.А.В.Насонов | 2/18 |
| Сожжен в Борисове при приблежении немецких войск
| | |
Аварии и катастрофы
Б | №138 | IV | шт.кпт.Горшков | 30.10.14 | Разбит при сдаче в Петрограде
|
Б | №128 | Киевский | ? | 1914 г | Списан после аварии в 1914 г.
| Самолет Гатчинской школы. Даты и обстоятельств потери нет, но двигатели с этой машины переставили на новый "Киевский" в декабре
Б | №149 | VI | шт.кпт.Фирсов | 13.2.15 | Разбит в Яблонне
| Ошибка пилотирования (потеря скорости на вираже), падение с высоты 30 м. Все остались живы.
Б | №137 | VI | пор.Головин | 30.4.15 | Разбит на посадке в Яблонне
| Учебный самолет
Г | №187 | Киевский | шт.кпт.И.С.Башко | 8.4.16 | Разбит
| Сразу после взлета начал круто заворачиваться влево, парировать это не удалось, и самолет, идя по спирали, врезался в землю. Погибших не было.
В | №163 | II учебный | шт.кпт.Е.А.Иньков | 16.5.16 | Разбит в Пскове
| Был тренировочный полет. Погибли трое из четырех членов экипажа.
В оригинальной подписи к фотографии обломков этого самолета указана другая дата катастрофы (13 мая) и перечислены имена 5 членов экипажа (выжило двое).
Г | №192 | XVII | пор.А.И.Беляков | 18.6.16 | Разбит при перелете из Пскова на фронт
| Заходя на посадку, летел слишком низко и сломал шасси, зацепив за церковный крест и дымовую трубу избы.
Г | №190 | Киевский | шт.кпт.И.С.Башко | 16.6.16 | Разбит при неудачной посадке
| Моторы переставили на следующий (и последний) "Киевский"
Г | №193 | ? | ? | лето 1916 г | Разбит в аварии
| Подробности отсутствуют
Г | №178 | I | ст.лт.Г.И.Лавров | 29.4.17 | Катастрофа
| Начал разваливаться в воздухе и, штопоря, рухнул на землю. Экипаж погиб
? | № ? | XIV | шт.кпт.С.Н.Никольской | 20.6.17 | Разбит на посадке
| Прерванный из-за погодных условий вылет. На посадке зацепил верхушки деревьев. Из-за утечки бензина начался пожар, затем сдетонировали бомбы. Экипаж успел вовремя отбежать от самолета
? | № ? | XVIII | ротм.А.В.Середницкий | 20.6.17 | Разбит на посадке
| Тот же вылет, что и выше. Сильно поврежден на посадке. Дальнейшая судьба самолета не указана, но по состоянию на 25.10.17 корабля с таким номером в эскадре не числилось, а за Середницкми был закреплен борт "X"
Е | №266 | V | кпт.Г.В.Алехнович | 15.11.17 | Разбит в Виннице
| Потери после революции
|
Г | №182 | Киевский | полк.И.С.Башко | 23.5.18 | Разбит на вынужденной посадке
| 9(22).2.18 самолет полетел тыл из-за угрозы захвата противником аэродрома. Совершил посадку в Бобруйске, где находились польские части. Корабль и его командир были приняты на польскую службу, остальной экипаж заменен. 22 мая был получен приказ уничтожить все самолеты, чтобы они не попали ни к немцам, ни к большевикам, но вместо этого в ночь на 23 мая Башко и три польских авиатора вылетели в направлении Мурманска. При заходе на вынужденную посадку (неисправность двигателей) самолет зацепил крылом дерево и разбился. Экипаж остался цел. Башко стал красвоенлетом, а поляки в итоге добрались до Мурманска
Г | №245 | I | Г.В.Алехнович | 30.11.18 |
| Разбился через 15 минут после взлета. Возможно, потерял управление в тумане
Г-3 | №274 | 2-й | А.К.Тумансий | 28.7.20 | Разбит на взлете
| Летел с фронта в тыл. Промежуточная посадка у ст.Жодино. На взлете зацепил колесами накат дороги
Г-3 | №284 | 1-й | А.С.Еременко | июль 1920 | Разбит на ст.Жодино
| Летел с фронта в тыл. Возможно, авария произошла 28 июля
| | | | | | | | | | | | | | | |
Несчастные случаи на земле
В | №181 | Киевский | 3.4.16
| Во время запуска моторов, взорвался баллон со сжатым воздухом
В | №172 | VIII | 14.6.16
| Нарушение механиком техники безопасноcти, пожар
? | № ? | XV | 15.1.18
| Обрушилась крыша ангара
| | | |
Потери от бурь и ураганов
В | №167 | I | 3.1.16
|
Г | №197 | III | 5.8.16
|
Г | №198 | XVII | сентябрь 1916 г
|
Г | №191 | XII | 29.5.17
| Возможно, был отремонтирован, т.к. корабль с таким номером числился в ЭВК в октябре 1917
| |