AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (293)


чуть подправленный боковик из какой-то бразильской публикации

Meteor TF-7 сер.№ 4301 (бывший Meteor T.7 сер.№ WS143), который стал первым реактивным самолетом бразильских ВВС, поднявшимся в бразильское небо [именно в бразильское, т.к. в Англии бразильские летчики на бразильских же «Метеорах» летали за три месяца до того]. Случилось это 22 мая 1953, и особую важность этого события подчеркивала личность пассажира, участвовавшего в том полете – им был бразильский Министр Авиации [его ФИО я не знаю, т.к. выяснять было лениво]. А пилотировал машину представитель фирмы Gloster Aircraft летчик-испытатель Эндрю МакДауолл.



[__почитать про МакДауолла__]

        Эндрю МакДауолл, шотландец, 1913 г.р.

        До войны был «клайдсайдским инженером» - работником одного из множества кораблестроительных, машиностроительных, или металлургических предприятий в Клайдсайде (Глазго и соседние города) и параллельно служил в Auxiliary Air Force по войсковой специальности “Aircrafthand”, т.е. солдат (или унтер-офицер) без специальной подготовки.
        В паре его кратких биографий говорилось про то, что служил он тогда в 602-м сквадроне AAF (на вооружении были сначала Hart, с июня 1936 – Hind, с ноября 1938 – Hector, в январе перевооружение на Gauntlet II и преобразование в истребительный, с мая 1939 – Spitfire I), но в достоверности этой информации я не уверен.
        Перед самой войной его перевели из «разнорабочих» в (потенциально) летно-подъемный состав и определили на пилотскую подготовку, которая для «ауксилиариев» была о-о-очень неспешной. По крайней мере в мирное время, а после мобилизации 24.8.39 дело, естественно, ускорилось.
        Где-то в районе мая 1940 он полностью завершил обучение и получил назначение в строевую эскадрилью – ту самую, в которой он в свое время начинал службу, если верить поминавшимся выше биографиям.


        Звания: вторая половина тридцатых – эркрафтмен [2-го] класса; .... ; по состоянию на май 1940 – сержант; 29.11.40 – пайлот-офицер RAFVR; апрель 1941 – «действующий» флайт-лейтенант; 2.5.41 – постоянный флаинг-офицер; апрель 1942 – «действующий» сквадрон-лидер; 2.5.42 – «военно-постоянный» флайт-лейтенант; сентябрь 1943 – «действующий» винг-коммандер; 5.10.43 – «военно-постоянный» сквадрон-лидер.


        Части и кампании: где-то в районе мая 1940 получил назначение в 602-й сквадрон RAF, летал на Spitfire I и во время Битвы за Британию (в широком смысле) одержал все свои воздушные победы; 15.4.41 переведен в Северную Ирландию на должность флайт-коммандера в 245-м сквадроне (Hurricane I); в июле 1941 завершил первый «боевой тур» и был направлен в 52-ю OTU, став там командиром сквадрона “B”.
        В апреле 1942 назначен командиром только что сформированного 232-го сквадрона (получил на вооружение Spitfire Vb и приступил к выполнению боевых заданий 30 мая); в сентябре 1942 закончил этот «тур» и получил назначение в штаб 13-й группы RAF, где по состоянию на февраль 1943 руководил тактической подготовкой пилотов истребительных эскадрилий группы.
        В 1943 переведен на летно-испытательную работу и направлен на фирму Gloster Aircraft. Возможно, начинал там с облетов серийных «Тайфунов», но с конца года был задействован в испытаниях реактивных самолетов.
        Тем временем, в апреле 1944 командование выбрало часть, которая первой пройдет перевооружение на Meteor I – это был 616-й сквадрон RAF, летавший тогда на высотных «Спитфайрах» Mk.VII. В июне «планку должностей» в нём подняли с «одномоторного» стандарта до «многомоторного», и в июле прежнего комэска понизили до командира флайта еще остающихся в строю части «Спитфайров», а на его прежнюю должность поставили МакДауолла как специалиста по реактивам, имевшего требуемое по новому штатному расписанию звание.
        27.7.44 первый флайт «Метеоров» 616-го (4 самолета) приступил к несению «анти-дайверского» патрулирования, и в тот же день МакДауолл выполнил свой первый реактивный боевой вылет. 7 августа до боеготовности довели второй реактивный флайт, а еще через неделю был наконец ликвидирован поршневой флайт. Ни одной «Фау» МакДауоллу сбить не удалось, но две штуки ему записали как поврежденные. 1 сентября обстрел Лондона крылатыми ракетами наземного базирования прекратился, и в том же месяце 616-я эскадрилья вернулась к тренировочным полетам.
        В декабре-январе она прошла перевооружение на Mk.III первой партии (с двигателями как у Mk.I), а 4.2.45 МакДауолл лично повел в Бельгию 4-самолетный детачмент части, однако ни одново боевого вылета это подразделение так и не совершило, участвуя только в рекламно-демонстрационных полетах.
        31.3.45 в Бельгию прибыла и остальная эскадрилья (уже на «полноценных» Mk.III с новыми двигателями) и сразу же заступила на боевое дежурство в ПВО своей базы, 2 апреля был отмечен первый боевой вылет на перехват, а 16-го пришло разрешение на пересечение линии фронта, и эскадрилью привлекли к нанесению штурмовых ударов.
        24.4.45 во время штурмовки аэродрома МакДауоллу записали уничтоженный на земле Ju 88, а 2 мая он сдал командование винг-коммандеру Шрадеру [о котором я позже обязательно напишу] и на этом закончил свой третий «боевой тур».


        Победы: 1-я – в ночь на 24.7.40 (единственная его ночная победа); 5-я – 11.9.40; 10-я личная – 30.10.40. Всего 11 личных и 2 групповых [одна из них в справочнике Шореса почему-то проходит как “¾”] подтвержденных победы, 2 предположительных и 1 «наземная» над пилотируемыми аппаратами и еще 2 поврежденных V-1.


        Летом 1945 МакДауолл стал одним из летчиков-испытателей фирмы Rolls-Royce, работая в ней сначала как действующий офицер RAF (по крайней мере, на фотографии из осени 1945 на нём все еще военная форма), а потом уже гражданский сотрудник [к сожалению, дата демобилизации мне не известна].
        С 1945 по 1952 ему довелось пилотировал летающие лаборатории на базе «Метеора», американского YP-80A и «Ланкастриана», а также обычные серийные и опытные самолеты с двигателями фирмы «Роллс-Ройс».
        А весной 1953 он работал в составе совместной группы летного и технического персонала «Роллс-Ройса» и «Глостера», проводившей сборку и облет переправленных через океан самолетов Meteor Mk.7 и Mk.8 из бразильского заказа.
        Про более позднюю его карьеру мне ничего не известно, но, возможно, была еще одна латиноамериканская командировка (в заметке, опубликованной журналом «Флайт» в 1956 году, он поминал свои полеты над Андами на территории Боливии).

        Параллельно с основной работой МакДауолл участвовал в различных авиаспортивных мероприятиях. Например, в гонках 1947 года он стал чемпионом на «Остере Автократе», а в 1949 стал седьмым в своем «заезде» на «Майлсе Хок-Трейнере» (в последнем случае он представлял Derby Aero Club).

        После ухода с активной службы в RAF он продолжал числиться в Добровольческом Резерве вплоть до 26 июня 1958. На тот момент он был сквадрон-лидером, но при выходе в отставку ему присвоили чин винг-коммандера.







        Контракт на поставку в Бразилию 60 боевых и 10 учебных «Метеоров» был заключен в ноябе 1952.
        Вообще-то изначально бразильцы намеревались купить американские самолеты, но за каждый F-84E янки просили 300 тысяч долларов, а F-86F были в полтора раза дороже. К тому же даже при своевременной оплате быстрой поставки ждать не приходилось из-за идущей полным ходом войны в Корее. Зато англичане были готовы предоставить самолеты быстро и дешево, да еще и не обязательно за «живые» деньги, а по бартеру – за хлопок.
        В начале 1953 небольшая группа летного и технического персонала Força Aérea Brasileira приступила к переучиванию в Англии, и с февраля месяца летчики приступили сначала к тренировкам на предназначавшихся для Бразилии T.7, а потом к испытаниям и тренировкам на F.8. Приемка боевых самолетов продолжалась до конца года, а учебные отправили за океан уже весной.
        Там этот десяток «семерок» был собран и облётан командированными сотрудниками «Глостера» и «Роллс-Ройса», а потом передан в состав 1-й истребительной авиагруппы FAB. Борт 4301 состоял на балансе сначала в первом эскадроне группы, а позже его передали во второй.



Качественное фото (вроде бы, английское) другого бразильского TF-7 (№ 4305).


Звено бразильских учебных «Метеоров» в полете над Англией, февраль 1953. Фиг его знает, есть ли среди них борт 4301, но издалека самолеты все равно невозможно было отличить один от другого.


А это точно № 4301. Тоже Англия и тоже в феврале 1953.




Тоже № 4301, только уже над Рио-де-Жанейро. К сожалению, датировка фотографии мне не известна.


переделка предыдущего боковика

На каком-то этапе биколор на хвосте перекрасили. К сожалению, я не знаю, когда именно это произошло. Соответственно, не понятно, какой из двух боковиков относится ко времени первого бразильского полета.




Это уже к МакДауоллу никакого отношения не имеет, но пусть тоже будет...


боковик из SAMI № 1/2004

Борт 4301 по состоянию на конец пятидесятых годов, когда он состоял на балансе 2º/1º GavCa, т.е. 2-го эскадрона [Esquadrão] 1-й истребительной авиагруппы [Grupo de Aviação de Caça].



Tags: aviation art, cold war, Британское Содружество, Латинская Америка, асы WW2, гражданские асы, извраты, испытатели, наёмники/интернационалисты, пилотажники/демонстраторы, послевоенные асы, самол.Meteor
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments