AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (276)


боковик из Аэрожурнала (старого) № 25

Spad 13 сер.№ S548 – первый современный боевой самолет в Квебеке и, вроде как, единственный там до самого конца Первой Мировой. В июне 1918 на нем крутил пилотаж на потеху публике Гигантский Военный Орел индейского племени мохоков, в миру бледнолицых известный как су-лейтенант французской армии Жорж Флашер.



        Сам летчик и его самолет были приписаны к французской военной миссии в США и в обычное время пребывали в Вашингтоне (который город, а не штат). А в июне 1918 его командировали на север как приглашенную звезду для выступления на Монреальской Ярмарке [Foire Montréalaise] в парке Лафонтен, на которой Франко-американский комитет Монреаля планировал устроить сбор средств в помощь французским жертвам войны.
        Точнее, в командировку летчика отправили немного раньше – 29 мая он поездом прибыл в Монреаль из Вашингтона и обсудил с французским консулом и местными властями практические моменты своего будущего выступления. По согласованному плану, переданному тогда же газетчикам, он должен будет прилететь в Монреаль вечером 6 июня, сразу после открытия ярмарки и провести тогда демонстрационный полет, а потом повторять его в следующие два дня.
        Решив все необходимые вопросы, Флашер так же поездом вернулся в Вашингтон, а 4 июня вылетел в Монреаль на своем «Спаде». Перелет проходил с остановками в Буффало (Нью Йорк) и на трех аэродромах RAF Canada в провинции Онтарио: Лисайд (около Торонто), Десеронто и Броквилл. Переночевав, скорее всего, в Торонто, летчик вечером 5 числа добрался до Монреаля и приземлился на ипподроме Блю-Боннетс...
        ... и на пробеге влетел в не замеченный в сумерках забор. Сам он не пострадал, но машина получила повреждения, и ремонт затянулся аж до 14 числа – очевидно, пришлось ждать доставки каких-то запчастей.
        Тем временем импровизированный аэродром после незадачи с первой посадкой решили перенести на поле для игры в поло в районе Буа-Франс (сейчас эта площадка стала частью территории Международного аэропорта Пьера Эллиота Трюдо). В субботу 15 июня Флашер взлетел оттуда и учинил над Ярмаркой первый 15-минутный пилотаж.
        На следующий день он опять выступал над Лафонтеном, а кроме того в неуказанные даты открутил пилотаж непосредственно над Буа-Франс и над спортивным комплексом у индейского поселения Канавек [Ганаваге на языке самих индейцев] через реку от Монреаля. И после последнего выступления прошла специальная церемония в племени мохоков, на которой летчик был наречен «Гигантским военным орлом» [это имя известно только в английском и французском вариантах, а потому может оказаться неправильным переводом с мохокского языка].
        19 июня Флашер отправился в обратное путешествие. Первую остановку для дозаправки он сделал на канадской военной базе Баррифилд под Кингстоном [вероятно, просто на поле рядом, т.к. официального аэродрома там не было], вторую в Десеронто, а через 6 ч 10 мин после вылета из Монреаля он приземлился в Лисайде.
        Культурно отдохнув в Торонто, летчик продолжил перелет и через Буффало и Эри (Пенсильвания) добрался до Кливленда (Огайо), куда прибыл 23 числа. И на этом известная мне история полетов данного летчика на данном самолете заканчивается... просто потому, что статья, откуда была почерпнута информация, была опубликована в квебекском местно-историческом журнале и была посвящена только канадскому эпизоду.


[__био__]

        Жорж-Шарль-Мари-Франсуа Флашер, 1892 г.р.

        До войны успел получить специальность инженера. В августе 1914 призван в армию и как уроженец альпийского региона был направлен на службу в 23-й батальон альпийский стрелков (читай, горных егерей), прикрывавший границу с нейтральной Италией.
        24.12.14 перевелся в авиацию и в январе отправлен в боевую эскадрилью.


        Звания: 3.8.14 – шассёр 2-го класса; 31.5.15 – бригадье; 20.12.15 – марешаль-де-ложи; 29.7.17 – временный су-лейтенант.
        Вероятно, впоследствии офицерское звание стало постоянным и, вполне возможно, затем повышено до «полного» лейтенантского, но точных данных на этот счет у меня нет.


        Части и кампании: 15.1.15 стал наблюдателем (или воздушным стрелком) в только что сформированной бомбардировочной (на Voisin LA) эскадрилье VB.5 (в марте 1915 переименована в VB.105) и воевал в ней до мая месяца.
        10.5.15 зачислен курсантом в летную школу в Avord; 31.8.15 получил пилотский диплом и на следующий день прибыл в RGA дожидаться строевого назначения.
        3.10.15 направлен в недавно сформированную N.67 и воевал в ней последовательно на Nieuport 10, Nieuport 11, Nieuport 16, Nieuport 17 и Spad 7. Одержал 8 побед.
        31.8.17 отозван с фронта в тыл и с 15.10.17 был в составе Французской военной миссии в США.


        Победы: 1-я – 30.4.16; 5-я – 21.10.16. Всего 8 побед (из них 7 в 1916).


        В 1919 вернулся во Францию, в 1922 уволился из армии.
        Какое-то (недолгое) время работал «рейсовым» пилотом в какой-то (неизвестной мне) авиакомпании, но потом ушел из профессиональных пилотов.
        Эмигрировал в Южную Америку.
        С началом Второй Мировой вернулся на активную службу (подробностей нет). Очевидно, был на стороне де-голлевцев. Демобилизовался 24.10.45 и позже вернулся в Южную Америку.






«Спад» S548 сфотографирован в Буа-Франс 15 июня 1918 в окружении учебных «Кертиссов Дженни», принадлежавших частям RAFC.

Американская газетная заметка про Флашера с фотографией где он (стоит слева) позирует перед «Спадом»-13. Возможно, тем же, на котором летал в Канаду.





Tags: aviation art, ww1, Франция, асы WW1, извраты, пилотажники/демонстраторы, самол.Bleriot & SPAD, тыловые асы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments