AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Category:

... извращения (267)


весь цвет тут из 17 тома Польских Крыльев

Karaś II (PZL P.23B) сер.№ 44.61 из состава 24-й эскадры, на котором 1 сентября 1939 совершил свой первый боевой вылет экипаж в составе наблюдателя (он же командир) поручника Александера Пашковски [Aleksander Paszkowski], пилота поручника Тадеуша Новерски и стрелка капрала Зигмунта Гайка [Zygmunt Gaik]. Во время развед.полета самолет был поврежден, но благополучно вернулся на аэродром. После этого он был отбуксирован для ремонта в Краков на довоенную базу эскадры, но просто простоял там на краю летного поля до прихода немцев.



  эмблема 24-й эскадры



[__био__]

        Тадеуш Новерски, 1907 г.р., поляк из бывших подданных Российской империи.

        Призван на военную службу в январе 1929, записался в авиацию и был определен в 1-й авиаполк [Pułk Lotniczy]. В том же году прошел летную подготовку в Szkoła Podoficerów Pilotów Lotnictwa в Быдгоще и получил первое строевое назначение.


        Звания (1): начал службу в рядовых; с конца 1929 был в унтер-офицерских чинах; осенью 1933 (предположительно) – подхорунжий; 15.10.35 – подпоручник; по состоянию на 1939 – поручник.


        Части и кампании (1): с ноября 1929 служил в 13-й линейной эскадре [Eskadra liniowa] и летал на Breguet XIX A2; с января 1931 по август 1932 был пилотом-инструктором в Тренировочной эскадре Учебного центра офицеров ВВС [Eskadra treningowa / CWOL = Centrum Wyszkolenia Oficerów Lotnictwa].


        В сентябре 1932 направлен на обучение в школу офицеров, но не понятно, в какую именно.
        Осенью 1934 прошел планерную подготовку и получил дипломы категории A и B.
        Осенью 1935 произведен в офицеры и вернулся на строевую службу.


        Части и кампании (2): в октябре-ноябре 1935 получил назначение во 2-й авиаполк, конкретная часть мне не известна, но не исключено, что это была 24-я эскадра; с апреля по июль 1936 прошел курс подготовки в Lotnicza Szkoła Strzelania i Bombardowania в Грудзёндзе; затем служил в 24-й линейной эскадре, тогда летавшей на Breguet XIX A2, а в 1937 прошедшей перевооружение на PZL P.23B; в конце августа 1939 во время мобилизации ВВС эскадра была переквалифицирована в разведывательную [Rozpoznawcza]; 1 сентября выполнил свой первый боевой вылет, а 17-го последний за время кампании и единственный против советских войск; в тот же день эскадра получила приказ на эвакуацию и перелетела на территорию Румынии.


        Из Румынии уехал во Францию, а оттуда в начале 1940 перебрался в Англию. 15 марта записался добровольцем в RAF и направлен в Polish Depot на базе RAF Eastchurch. С 1.6.40 находился в ожидании назначения в Polish Wing в составе 3 School of Technical Training Blackpool [оно же Baza polskich sił powietrznych w Blackpool].
        В июле направлен для переучивания на английские самолеты в School of Army Co-operation, но как раз тогда часть курсантов этой школы перенаправили в истребительную авиацию, и с 22 июля Новерски проходил переучивание на «Спитфайр» в 5-й OTU, а в начале августа получил назначение в строевую эскадрилью.


        Звания (2): 15.3.40 – кадет, рядовой, или унтер-офицер RAF; 30.4.40 – пайлот-офицер RAFVR; 1.3.41 – флаинг-офицер; август 1941 – «действующий», или временный флайт-лейтенант; январь 1942 – «действующий» сквадрон-лидер; 1.3.42 – постоянный флайт-лейтенант; 1.9.42 – постоянный сквадрон-лидер; по состоянию на июнь 1943 – «действующий» винг-коммандер; лето 1944 – «действующий» груп-кэптен; 1.9.44 – постоянный винг-коммандер.
        Параллельно у Новерского были и польские звания: со времен службы в Польше и по крайней мере до начала 1941 – поручник; во время командования 308-м сквадроном – капитан; в бытность лидером 2-го крыла – майор; с октября 1943 – подпулковник; в 1946 – пулковник.


        Части и кампании (3): с 5.8.40 воевал в 609-м сквадроне RAF, летал на Spitfire Mk.I и (с февраля 1941) на Mk.IIA, одержал 5 побед (все на Mk.I) и закончил «боевой тур» в марте 1941.
        22.3.41 переведен на нелетную должность руководителя полетов в 316-й (польский) сквадрон RAF; 10.8.41 там же поставлен командиром флайта “B” и начал летать в бой на Hurricane IIA и IIB, а в октябре-ноябре сквадрон прошел перевооружение на Spitfire Vb; с 10.1.42 командовал 308-м (польским) сквадроном и летал на Spitfire Vb; 1.5.42 стал лидером Northolt Wing RAF, что для польского командования означало «заместитель командира 1-го польского истребительного крыла», летал на тех же Mk.Vb, а с октября-ноября пересел на Mk.IX; 1(10?).12.42 переведен в штаб 11-й группы RAF на должность Polish Liaison Officer’а, но в неофициальном порядке продолжал периодически летать в бой на самолетах прежнего крыла; в январе 1943 окончательно завершил «боевой тур» и был переведен в систему боевой подготовки RAF.
        С 27.1.43 (или 15.2.43?) был командиром Polish Fighter School в составе 58-го OTU RAF; 20.6.43 начал следующий «тур» в качестве лидера 2-го польского крыла, а с точки зрения польского командования был командиром 2-го польского истребительного крыла [для поляков «винг-коммандер (флаинг)» (иначе, винг-лидер) был командиром крыла, а «коммандинг офисер» того же крыла считался командиром соединения более высокого уровня]; с 20.10.43 командовал 133-м (польским) «аэродромом» – это было реорганизованное по стандартам 2-х Тактических ВВС 2-е польское крыло [крыльями во 2-х TAF тогда называли соединение из нескольких «аэродромов»]; 12.5.44 прежние крылья стали секторами, а «аэродромы» – крыльями, в остальном ничего не поменялось; за время этого «боевого тура» летал сначала на Spitfire Vb, а с апреля 1944 на Mustang III и летом 1944, когда крыло было переведено на борьбу с «дайверами», одержал одну победу над V-1; 17.2.45 закончил «тур» и был отправлен на учебу в США.
        С 19.3.45 учился в Command and General Staff College в Форт Ливенворт; по возвращении в Европу с 26.6.45 находился в распоряжении штаба польских ВВС; с июля 1945 и как минимум до конца года служил в Central Fighter Establishment.


        Победы над самолетами: 1-я – 13.8.40; 5-я – в разных документах то ли 15.10., то ли 2.12.40. Всего 5, или 4½ подтвержденных воздушных побед, НО! это только по документам 1940-41 гг. Позже, вероятно, его счет уточнили в плане разделения на Des/Prob/Dam, по крайней мере в послевоенном официальном польском отчете о победах их летчиков во Второй Мировой войне за Новерским числится только 3 победы.
        Победы над V-1: единственная – 5.8.44.


        В 1946 поставлен командовать авиабазой RAF Dunholme Lodge, полеты на которой были прекращены еще в ноябре 1944. В том же году вышел в отставку.
        8.6.47 вернулся в Польшу. Сначала попытался записаться на службу в ВВС, но получил отказ, после этого пытался устроиться на работу в гражданской авиации, но тоже неудачно. В итоге стал водителем такси в Варшаве [причем так получилось, что водил он автомобиль Opel Olympia, который во время войны принадлежал к автопарку Гестапо].
        4.6.48 арестован (возможно, по тому же делу, что и Станислав Скальски), освобожден 31.5.50. Впоследствии работал в собственной ремесленной мастерской.





Немецкие фотографии борта 44.61, сделанные в Кракове в сентябре и октябре 1939:





















Tags: aviation art, ww2, Польша, асы WW2, извраты, неистребители асов, самол.польские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments