AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

... извращения (213)


боковик из “Captured ME109s” польского издательства Atelier Kecay

Bf 109G-14/AS позднего выпуска (хорватский сер.№ 2103) из состава 2-го истребительного отряда 1-й авиагруппы [2.Lovačko Jato, 1.Zrakoplovna Skupina], на котором 20 апреля 1945 не вернулся из боевого вылета на штурмовку офицер штаба ВВС бойник [про хорватские звание было тут] Йосип Хелебрант.


        На самом деле он не был ни сбит, ни разбился, ни совершил вынужденную посадку, а просто взял и дезертировал вместе с ведомым, причем свалил не в плен к союзникам, а перебежал к партизанам Тито, приземлившись на аэродроме Ясеница под Мостаром (Босния).


боковик в исполнении М.Быкова aka owl_99, взятый из статьи на Варспоте

А это тот же самый самолет, только в мае 1945 во время службы в рядах партизанских югославских ВВС. И летал на нем тот же самый пилот, только уже будучи майором и заместителем командира Мостарской эскадрильи [Мостарска ескадрила].

 
Эмблема 2-го истребительного ято с борта кабины и упрощенные партизанские ОЗ снизу крыла.


        Мостарская эскадрилья была сформирована в начале апреля на трофейных и дважды трофейных (от Югославии к немцам/хорватам и обратно) самолетах и с 6 мая по самый конец месяца участвовала в боевых действиях против четников (сербских партизан-монархистов) и еще не сложивших оружие отрядов немецких (и, вероятно, хорватских) войск.
        Хелебрант свой первый боевой вылет на краснозвездном «мессере» совершил 7-го числа (летал штурмовать сербов), последний – 28-го (сопровождал Ju 87 на бомбежку немцев).


[ почитать биографию летчика ]

        Йосип Хелебрант – хорват по национальности, родившийся 14 октября 1910 в Королевстве Хорватия и Славония, тогда входившем в состав Австро-Венгрии, а после окончания Первой Мировой войны объединившемся с Сербией.
        Где-то в районе тридцатого года (плюс/минус пара лет) он поступил на службу в югославские ВВС и первое время был летнабом, а в 1936 закончил летную школу.
        Про его югославскую карьеру ничего сказать не могу, за исключением двух фактов: в 1938 он был произведен в капитаны 2-го класса [про звания Королевства Югославия см. тут], а на момент немецкого вторжения командовал 16-й аэродромной ротой, входившей в состав 32-й истребительной группы 6-го истребительного полка [16.аеродромска чета, 32.ловачка група, 6.ловачки пук].

        В июне был принят в хорватские ВВС, а в августе записался добровольцем в Хорватский Легион.


        Звания: июнь 1941 – сатник; во время службы в Хорватском Легионе в немецких документах проходил как гауптман; во второй половине 1943 – надсатник (а для немцев все еще гауптман); 10.12.43 – бойник (и майор для немцев).


        Части и кампании: после зачисления в Легион направлен в 4-ю истребительную авиагруппу [4.Zrakoplovna Lovačka Skupina], объединявшую всех легионских истребителей; по завершению подготовки, в середине декабря присоединился на восточном фронте к 15.(kroat.)/JG52, летал сначала на Bf 109E, а в июле 1942 пересел на Bf 109G-2; все свои победы одержал во время первого «тура» части; 15.11.42 хорваты убыли домой на отдых, в феврале-марте 1943 перелетев обратно на фронт на Bf 109G-2 и 31 марта приступив к выполнению боевых заданий; в этом туре Хелебрант совершил 33 боевых вылета и провел всего несколько безрезультативных побед, и он был не одинок в своем «ничегонеделанье», и после нескольких случаев дезертирства текущий состав 15./JG 52 в конце июля 1943 отстранили от полетов, а потом заменили новичками немецкой подготовки.
        После этого Хелебрант служил в инструкторском составе JG 104 в Германии, а потом летчиком-перегонщиком в Flugzeugüberführungsgeschwader 1.
        23.12.43 в ПВО Балкан была сформирована Kroatische Jagdgruppe 1 (с 1.4.44 I./JGr Kroatien), и Хелебранта поставили командовать её 2-м штаффелем. В марте 1944 во время тренировочных полетов на CR.42 и G.50 случались встречи с американцами, но летчикам разрешалось атаковать только уже поврежденные самолеты, поэтому боев не было. Первые настоящие боевые вылеты начались с 2 апреля на C.202, а в конце июня 1944 Хелебрант стал летать на одном из нескольких полученных хорватами C.205.
        21.7.44 Легион был расформирован из-за нежелания подавляющего большинства летчиков продолжать в нем служить. Кто хотел, мог остаться при немцах в новом добровольческом хорватском формировании, а прочие, в т.ч. и Хелебрант в августе вернулись в собственные ВВС.
        Там он получил под начало 2-ю авигруппу [2.Zrakoplovna Skupina], имевшую смешанный состав (одно бомбардировочное ято, два разведывательных и одно тренировочное) и летавшую на нескольких Do 17Z и куче древнего барахла, вроде Breguet 19 и Potez 25.
        А под самый конец 1944 он стал командиром сформированной 21 декабря 1-й истребительной авиагруппы [1.Zrakoplovna Lovačka Skupina], но она так и осталась небоеспособна, т.к. предназначавшиеся для неё летчики сначала задержались с возвращением из Германии, а потом были переданы в другую часть.
        Поэтому в начале 1945 Хелебранта перевели на службу в штаб ВВС. И на штабной работе он, вполне вероятно, летал в бой даже чаще, чем в двух предыдущих строевых назначениях.


        Победы: 1-я – 18, 24 или 27 июня 1942 – в эти дни у него было по одному поврежденному самолету противника, и одну из заявок позже «проапгрейдили» до подтвержденной победы; 5-я – 4.9.42; 10-я и 11-я – 25.10.42; всего 11 побед, первая из которых на Bf 109E, остальные – на G-2.


        Про дезертирство Хелебранта и его последующую службу в авиации НОАJ уже было расписано под цветными боковиками вверху страницы, так что я тут повторятся не буду.
        А после окончания боевых действий он демобилизовался в чине майора и позже работал клерком в Загребе.







Tags: aviation art, ww2, Югославия, асы WW2, извраты, самол.Bf 109, трофейные асы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments