AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Оккупационные силы: RAF в Турции 1918-1923



"Сопвич Снайп" из 25-й эскадрильи RAF в полете над Стамбулом, 1922, или 1923 г.
Эта и некоторые другие фотографии кликабельны.

        30 октября 1918 г на борту английского линкора (эскадренного броненосца) "Агаменон", стоявшего у берегов Мудроса, было подписано перемирие между Турцией и странами Антанты. Одним из требований, с которыми согласились турки, была передача зоны проливов под контроль союзных войск.
        13 ноября, после 9-дневного траления мин, английская и французская эскадры прошли из Средизамного моря в Мраморное, встали на якорь у берегов турецкой столицы и высадили десант. Два дня спустя у оккупационных войск появился воздушный компонент: на аэродром Сан-Стефано (иначе Ешилькёй) на европейском берегу Босфора приземлились самолеты 222-й эскадрильи RAF. Впрочем, они там пробыли всего неделю и вернулись обратно на Мудрос.
        Следующим, уже более длительным авиационным присутствием стало базирование в Сан-Стефано с января по ноябрь 1919 г. двух флайтов 17-й эскадрильи (третий в это время был на Кавказе). С июня по сентябрь там же дислоцировалась еще одна эскадрилья, но она была кадрированной (т.е. один штаб, без личного состава и самолетов), так что ее можно не принимать во внимание.




Эскадрильи RAF в Турции в 1918-19 гг

222 Sqn
До и после Турции базировалась на островах Эгейского моря.
San Stephano 15.11.18-23.11.18
DH.4 + DH.9 + один флайт Camel

17 Sqn
Переведена из Греции.
San Stephano 28.1.29-14.11.19 (расформирована)
DH.9 (флайт 'B') + Camel (флайт 'C')
Флайт 'A' (DH.9) был в это время в Батуме.

150 Sqn
Кадрированная. Переведена из Греции.
San Stephano 11.6.19-18.9.19 (расформирована)


"Турецкие" фотографии самолетов этих эскадрилий мне не известны, поэтому придется обойтись наиболее близкими по времени "греческими":


"Сопвич Кэмел" сер.№ B3769 в Мудросе. Этот самолет в 1917-18 гг был в составе сначала 2-го крыла RNAS, затем 222-й эскадрильи RAF, а после войны его передали греческим ВВС.


Два канадских пилота лейтенанты Ben Murray (слева) и John E.(по др.данным Edward J.) Cronin перед DH.9 сер.№ D2839 из флайта 'B' 17-й эскадрильи, Болгария, 21 октября 1918 г. При перебазировании в Турцию, этот самолет оставили в Салониках.


RAF в Турции в 1920 г

55 Sqn
Бывшая 142-я эскадрилья. Переведена из Египта.
Maltepe 12.7.20-30.9.20 (в Ирак)
DH.9 + DH.9A


DH.9A 55-й эскадрильи в Ираке в 1921 г.

        Появление в Малтепе 55-й эскадрильи могло быть связано с начавшейся греко-турецкой войной, или завершением подготовки Севрского мирного договора (подписан 10.8.20), подтвердившего военный контроль Лиги Наций (читай Англии и Франции) над зоной проливов. Но чем бы ни было вызвано возвращение RAF в оккупационные силы, оно оказалась недолгим, всего через два с половиной месяца сквадрон перебазировался в Ирак, где англичанам авиация была гораздо нужнее.

        На этом все бы и закончилось, если бы не резкое обострение обстановки, произошедшее два года спустя (так называемый Чанакалльский кризис). События развивались тогда следующим образом:
        30 августа 1922 г турецкая армия окончательно разгромила греков и 9 сентября, когда последние остатки греческой армии уже поднимались на корабли, вступила в Смирну (Измир). Затем войска повернули на север и начали движение в направлении населенных пунктов Чанаккале и Бандырма (Дарданеллы) сторону проливов, перейдя в итоге границу нейтральной зоны.
        15 сентября на заседании британского кабинета министров было решено, что английские войска должны удерживать занимаемые позиции, а днем позже было обнародованно официальное заявление, угрожавшее Турции объявлением войны Британией и Доминионами за нарушение севрского мирного договора. Однако этот шаг не встретил понимания ни в самой Англии, ни среди ее союзников, что в итоге привело к падению правительства Ллойд Джорджа. Но это случилось только через месяц, а пока, в предверии возможного начала войны, английские оккупационные войска получили подкрепления, в том числе и авиацию.
        18 сентября (или, возможно, на день позже), из Англии в Средиземное море отравился авианосец "Аргус", 27 числа высадивший в Галлиполи 203-ю эскадрилью палубных истребителей "Найтджар" (правда эскадрильей она была только по названию, а по численности - всего лишь флайт). В то же время (плюс/минус 1 день) из Египта в Сан-Стефано перелетела 208-я эскадрилья "Брисфитов" и подразделения только что расформированной 56-й истребительной.
        11 октября авиационная группировка в Турции была усилена еще тремя эскадрильями, но кризис к тому времени уже был разрешен мирным путем: с 3 по 11 октября в Муданье прошли трехсторонние (турки, греки и "нейтральные" англо/французы) переговоры о перемирии, положившие конец греко-турецкой войне.
        Несмотря на отсутствие непосредственной угрозы начала новой войны, все оккупационные эскадрильи, за исключением вернувшихся в Англию палубников, оставались в Турции вплодь до полного вывода союзных войск, а затем вернулись в места прежней дислокации.
        24 июля 1923 г в Лозанне был подписан новый мирный договор, 23 августа его ратифицировал турецкий парламент, на следующий день началась эвакуация британских войск, и 6 октября Турция восстановила свой контроль над Стамбулом и зоной проливов.


Эскадрильи RAF в Турции в 1922-23 гг

Если прямо не указано обратное, то до и после службы в Турции эскадрильи базировались в Англии.

203 Sqn
Авиагруппа HMS Argus
Kilya Bay 27.9.22-19.12.22
Nightjar


"Глостер Найтджар" из 203-й эскадрильи вскоре после возвращения в Англию.


56 Sqn
Бывшая 80-я эскадрилья, к тому времени уже официально расформированная в Египте. Ее detachment был подчинен командиру 208-й эскадрильи.
San Stephano 26.9.22-8/23 (окончательно расформирована)
Snipe


"Сопвич Снайп" из 56-й эскадрильи, лишившийся серийного номера в процессе ремонта и перекраски, Египет, предположительно 1922 г.

208 Sqn
Бывшая 113-я эскадрилья. До и после службы в Турции базировалась в Египте.
San Stephano 28.9.22-26.9.23
F2B


"Бристоли F2B" из флайта 'C' 208-й эскадрильи, 1923 г. Слева-направо: H1623, H1501 и H1672.


"Бристоль Файтер" сер.№ D8096 в Сан-Стефано в начале 1923 г. и его цветной боковик.


4 Sqn
Kilya Bay 11.10.22
Kilid el Bahr 11.12.22-5.9.23
F2B






4-я эскадрилья оказалась наиболее богата на "турецкие" фотографии. Правда все они сделаны в одно и то же время - 11 октября 1922 г на палубе "Аргуса".


25 Sqn
San Stephano 11.10.22-22.9.23
Snipe

 
"Снайпы" E7601, E6977 и E7528 в Сан-Стефано


207 Sqn
San Stephano 11.10.22-22.9.23
DH.9A


Линейкка "Найн-Эков" из 207-й эскадрильи в Сан-Стефано зимой 1922-23 гг. Слева-направо: ?, H138, J557, ? и J561.



Аэродром Сан-Стефано 11 августа 1923 г. "Брисфиты" 208-й эскадрильи выставленны для парада по случаю "дня открытых дверей".

Tags: post-ww1, Британское Содружество, ОШС, справочник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments