AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

В помощь одному переводчику, или дополнения к доктору Мартину, часть 1



Godwin Brumowski
про него напишу позже



Julius Arigi

      27.1. и 7.2.19 вместе с еще одним пилотом провел на аэродроме Wiener Neustadt сравнительные испытания «Альбатроса» 253-й серии и WKF D.I перед лицом польской комиссии, выбиравший истребитель для своих ВВС.

      Позже купил какой-то старый двухместник и выступал на нем по Австрии, а потом узнал о требованиях союзников относительно авиации у побежденных и решил, что пора валить из страны.
      Сказано – сделано, и в октябре 1919 г он перелетел на своем двухместнике из Австрии в Чехословакию и приземлился на лугу около Марианске-Лазне (Mariánské Láznĕ, бывший австрийский Мариенбад). Вскоре после этого он превратил луг в аэродром, возвел там ангар и до конца года (более точной даты, к сожалению, нет) основал фирму с официальным чесшким названием Letecká dopravna společnost IKARUS («Авиационно-транспортное общество ИКАРУС») и неофициальным немецким Flugunternehmen IKARUS («авиафирма ИКАРУС»).
      Изначально все активы первой в Чехословакии гражданской авиакомпании состояли из одного ангара, в котором стоял единственный самолет, на котором летал сам Ариги, но затем появились и новые аппараты, и новые сотрудники.
      Сначала «икары» выполняли демонстрационные полеты, проводили «покатушки» и работали в качестве «авиа-такси», а позже начались и регулярные (в смысле, по расписанию) пассажирские рейсы из Мариенбада в Прагу, Пльзень и Карловы Вары.
      25.10.20 фирма была преобразована из «лично-владенческой» в ООО и стала именоваться Ikarus-společnost s.r.o. pro tuzemskou a zahraniční leteckou dopravu («ООО отечественных и заграничных воздушных перевозок Икарус»; явно отсюда и пошло у О’Коннора явное преувеличение насчет “world-wide”). С этого момента в числе учредителей фирмы стали числиться несколько знаменитых летчиков, в числе которых был, например, Otto Jindra.
      2.5.22 «Икарус» объединили с FALCO в более крупную ČsLAS. К Чехословацкому Авиационному Акционерному Обществу Ариги не имел никакого отношения, более того, возможно, он ушел из Икаруса как минимум годом раньше. По крайней мере, именно 1921 г указывается датой основания его новой фирмы Bäder-Flugsgesellschaft (Банная, т.е. «на водах», Авиафирма), для которой он организовал новый аэродром поближе к курорту.
      Первые годы «банная» авиакомпания выполняла нерегулярные рейсы, а в 1925 г совместно с Aerozávody Praha открыла авиалинию Прага – Марианске-Лазне. Однако, период процветания был недолог, и в 1927 г фирму национализировали и включили в состав государственной ČSA (Чехословацкие Авиалинии).

      Лишившись прибыльного бизнеса курортных перевозок, Ариги загорелся идеей создания чего-то вроде муниципальной авиации. Он добился учреждения авиационного отдела городской думы Мариенбада и был назначен уполномоченным по авиации и авиационным специалистам. Одним из результатов его деятельности на этом посту стала органицация третьего по счету аэродрома, но затем случился мировой финансовый кризис, погубивший всю затею...

      Какое-то время Ариги еще «порыпался», а в 1932 г решил окончательно завязать с полетами и открыл бассейн LIDO (вероятно, под названием «бассейн» скрывалось заведение с минеральным источником), на берегу которого в качестве экспоната он выставил свой самолет.

      В 1934 г он поехал искать счастья в Германию, а в следующем году переехал в Австрию.

      Есть информация о том, что в 1935 г Ариги работал испытателем на Wiener Neustadt, но я не уверен в ее достоверности.

      С 1939 г Ариги был инструктором в Jagdfliegerschule 5 (Wien-Schwechat), а командование авиашколой – это ошибка.


Самолеты, на которых летал Ариги:

      В сравнительных испытаниях января-февраля 1919 г были задействованы 253.224 и 85.04. К сожалению, нет данных о том, летал ли каждый из летчиков на своем самолете, или пересаживались из одного в другой.
      В Икарусе были аэропланы разных типов, но мне достоверно известно только об одном, на котором летал Ариги: это достаточно известная машина – зеленый (или коричневый) “Альбатрос” D.II (Oef) по имени MOPSI. Ариги выступал на нем 1.5.20 во время Дня Авиации в Пльзене.
      Какие самолеты были в «банной» авиакомпании мне не известно.
      11.12.22 Ариги в качестве «приглашенной звезды» совершил рекламно-рекордный полет на Aero A-10 (первый авиалайнер чешской конструкции) с 17 пассажирами на борту (вообще-то аппарат был расчитан на 2 членов экипажа и 3-5 пассажиров). Какой это был самолет из 5 построенных (регистрации с L-BALA по LE), я пока не установил.
      В 1930 (или 31) г Ариги купил списанный из ČSA DH.50A OK-AHC (самолет чешского производства). На него есть фото и цветной боковик. Судя по всему именно этот самолет стоял у «бассейна».



Benno Fiala Ritter von Fernbrug

      «Аеролёт» (тогда еще не «Польские линии лётниче») – это бывший Aerolloyd Warschau; Фиала там не просто мастерскими заведовал, а управлял всем использованием самолетов Юнкерса.



Josef (József) Kiss
Йозеф (Йожеф) Киш (или Кишш)



Franz (Ferenc) Gräser
Франц (Ференц) Грезер

(фамилия однозначно немецкая)
Tags: post-ww1, Австрия, Чехословакия, асы WW1, справочник
Subscribe

  • ... извращения (383½)

    переделанный боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1216 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской]…

  • ... извращения (383)

    боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1217 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской] компании Аеропут,…

  • ... извращения (382)

    боковик из оспреевских асов «Харрикейнов» 1941-45 Hurricane IIC (сер.№ может быть Z3574), в октябре-ноябре 1942 бывший персональным самолётом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • ... извращения (383½)

    переделанный боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1216 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской]…

  • ... извращения (383)

    боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1217 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской] компании Аеропут,…

  • ... извращения (382)

    боковик из оспреевских асов «Харрикейнов» 1941-45 Hurricane IIC (сер.№ может быть Z3574), в октябре-ноябре 1942 бывший персональным самолётом…