боковик из оспреевских румынских асов
He 129B-2 сер.№ 141274 (румынский 126a) из состава 8-й штурмовой группы, на котором в октябре 1943 летал аджутант Теодор Зэбавэ.
[почитать биографию]
Этот летчик начал службу в 8-й группе еще в 1941 году, когда она относилась к истребительной авиации, и вместе с ней принял участие в двух «боевых турах» на IAR 80: с июня по октябрь 1941 и с сентября по декабрь 1942.
Во время кампании 1941 года аджутант Зэбавэ стал лучшим асом группы с 6 подтвержденными воздушными победами, 1 неподтвержденной и 1 самолетом противника, уничтоженным на земле.
Летом 1942 8-я группа поучаствовала в отражении первых американских налетов на Плоешти, но не известно, участвовал ли в тех боевых вылетах наш герой.
А осенью-зимой 1942 под Сталинградом он опять стал лучшим в группе, хотя и с более скромными результатами: 3 личных победы и 1 в паре, плюс еще две победы не получили подтверждения.
В 1943 году группа прошла перевооружение на Hs 129 и 11 мая была переименована из истребительной в штурмовую. В августе она снова вернулась на восточный фронт, и её лучший ас вновь сумел отличиться в воздушных боях, одержав в октябре одну подтвержденную победу (причем именно на том самолете, боковик которого представлен выше). Кроме того, в ходе штурмовок советских аэродромов ему засчитали еще три самолета уничтоженными на земле.
27 января 1944 один из летчиков 8-й штурмовой группы перегонял из Румынии на фронт отремонтированный «Хеншель», вместе с ним полетел и Теодор Зэбавэ, расположившийся в фюзеляжном отсеке. Но до места назначения самолет так и не добрался: в плотном тумане пилот потерял управление и машина врезалась в землю.
А в феврале 1944 в румынской авиации была введена новая система подсчета побед, и 10 личных и одна групповая победы погибшего аса тогда превратились в 18 «побед» (точнее, как минимум 18, т.к. есть шанс, что не все его раннее отклоненные заявки известны).
Несколько скриншотов из Warthunder (ну, по крайней мере они взяты с соответствующего форума):