AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Hans-Joachim Marseille и его победы 1.9.42

    За последние месяцы на просторах ЖЖ несколько раз всплывал вопрос о достоверности побед "звезды Африки" Ганса-Йоахима Марселя на примере одного его "пикового" дня 1 сентября 1942 г. Как оказалось, бытует представление, что англичане в тот день понесли потерь в полтора раза меньше, чем засчитали побед одному только Марселю.


    Источник этой информации очевиден - мемуары Дж.Джонсона, английского аса №2 (его часто называют лучшим, но это не так):
    "После войны, когда мы узнали о чудовищных личных счетах немецких пилотов, я заподозрил, что мы путаем баллы и победы. Но опытный немецкий пилот, с которым я обсуждал этот вопрос, настаивал на том, что речь идет именно о победах. Нет сомнений в том, что немецкие летчики имели гораздо больше возможностей увеличить свой личный счет, чем мы или американцы. В начале войны против России немецкие пилоты уничтожили огромное количество русских самолетов. На Западном фронте, особенно с 1943 года, ситуация для них складывалась исключительно неблагоприятная, и все-таки они сумели сбить много самолетов союзников. Более того, Люфтваффе довели мобильность своих частей до высочайшей степени. Истребительные эскадрильи перебрасывались с одного фронта на другой по первому требованию.
    Я обнаружил, что вполне возможно провести детальную проверку заявлений хорошо известного немца, которого называли 'непревзойденным виртуозом'*. 1 сентября 1942 года стало его величайшим днем в Западной Пустыне, когда он заявил, что одержал 17 побед, в том числе 8 в течение 10 минут. Однако по нашим документам в тот день погибли всего 11 самолетов, в том числе 2 'Харрикейна', на которые этот немецкий пилот не претендовал. Вдобавок часть наших самолетов была сбита, когда он находился на земле.

* Речь идет о Хансе-Иоахиме Марселе"

(с) Летчики его величества: Сборник. / Пер. с англ. А. Больных. — ACT, 2002

    Однако, если поинтересоваться мнением современных историков авиации на предмет потерь того дня, то получается совсем другая картина. Кроме английской авиации в пустыне тогда воевали еще австралийцы, южноафриканцы и американцы. И с их учетом число потеряных одноместных истребителей союзников увеличивается в два раза - до 20 машин, что в сравнении с 27 немецкими победами дает всего лишь 25% "оверклайм" - мизер по меркам любой войны.

    Что касается самого Марселя, то он одерживал победы в трех боевых вылетах.

    Вылет первый. В районе 8:30 (по немецкому времени, союзное на час больше) Марселю засчитали 3 P-40 и один "Спитфайер".
    Согласно немецким данным дело было так: "Юнкерсы" Ju 87 летели что-то там бомбить, а на сопровождение им выделили 15 Bf 109 из I./JG27, 10 из III./JG27 и 10 из III./JG53 (последние составляли группу расчистки). Истребители шли не общей толпой, а мелкими группами.
    Марсель заметил выше себя группу из 16 P-40 и вместе со своим ведомым пошел в атаку. В наборе высоты он расстрелял замыкающий самолет, а затем предыдущий. Третюю победу ас одержал чуть позже, сбив P-40, который пытался подобраться снизу к "Штукам", как раз находившимся тогда в процессе бомбометания. А еще через пару минут на него сверху свалилась шестерка "Спитфайеров". Резким маневром он ушел из под атаки, затем довернул и открыл огонь по одному из проскочивших вперед истребителей. Сбил.
    Всего за вылет потратил 80 снарядов и 240 патронов*.

* Я знаю, что такая запись некорректна, но так как-то привычнее...

    По английским данным в бою участвовали 24 "Харрикейна" (по 12 из 238-й эскадрильи RAF и 1-й SAAF) с "топ кавером" из 9 "Спитфайеров" из 92-й RAF. Вся эта толпа сопровождала каких-то разведчиков. Уже на обратном пути "хури" были атакованы четверкой "мессеров", к которым позже присоединились еще 10. Кроме того, поблизости шлялись Ju 87'е, которых англичане также пытались сбить.
    В воздушном бою было сбито четыре истребителя: один "спит" и три "Харрикейна" (один английский и два африканских). Кроме Марселя никто побед не заявлял, так что все четыре можно смело отнести на его счет.
    Правда, один из ЮАСовцев не "рухнул объятый пламенем", а был только сильно поврежден, и раненый летчик еще какое-то время тянул на восток, пока из пробитого бензобака не вытек последний бензин. Так что этот случай подтверждением победы аса можно не считать.
    Итого: из четырех побед три подтверждаются, одна не подтверждается.


    Второй вылет. Около 11:00 Марселю засчитали 8 P-40.
    По немецким данным 12 Bf 109 из I./JG27 во время эскортирования "Штук" встретились с двумя группами бомбардировщиков союзников, каждая с истребительным сопровождением. Марсель и два* других пилота атаковали эскорт первой группы. "Кёртисы" немедленно встали в оборонительный круг, но это им не сильно помогло. Марсель, считавшийся экспертом в действиях против такого рода оборонительных построений, на вертикалях выбил два истребителя, после чего остаток круга распался на отдельные пары.

* Возможно, не два, а три, т.е. весь шварм Марселя.

    Союзники попытались выдти из боя, немцы их преследовали, и с интервалом в 1-2 минуты Марсель сбил еще 4 самолета (3-й взорвался в воздухе, а 4-го он снял с хвоста одного их ведомых). Затем ас приказал прекратить преследование и набирать высоту, но сразу после этого шварм наткнулся на еще одну группу "Кёртисов" и снова пошел в атаку. Марсель сначала сбил "своего" англичанина, который взорвался в воздухе, а затем того, по которому безрезультатно стрелял его молодой и неопытный ведомый. Покрутившись еще немного, противники разошлись.
    К сожалению, данные об этом бое со стороны союзников отсутствуют*, есть только общие цифры из сводки: в районе полудня (по союзному времени) в воздушных боях вокруг легких бомбардировщиков было потеряно 6 своих истребителей и сбит один немецкий.

* Точнее, их не было на момент написания Шоресом своих "Истребителей над пустыней". Сейчас они, возможно, уже найдены, но у меня нет последних работ по боям и потерям в Африке...
    Таким образом, на 9 немецких заявок (кроме побед Марселя был еще один P-40, записанный на счет летчика из другого штаффеля той же I./JG27) приходится 6 сбитых самолетов. Применительно к Марселю это означает, что данными противника подтверждается 5 его побед, а на шестую кроме него есть еще один претендент.

    В третьем вылете на сопровождение Ju 87 Марсель не участвовал, так как гешвадер-коммодор посчитал, что летчик слишком вымотан в последнем бою и нуждается в отдыхе.


    Четвертый вылет этого дня, он же третий для Марселя. Около 18:00 ему засчитали 5 P-40.
    По немецким данным 11 Bf 109 из I./JG27 составляли непосредственное прикрытие группы Ju 88, а 10 109'х из II./JG27 был прикрытием дальним.
    Летчики 2-й группы вступили в бой с противником еще на маршруте, а бомбардировщики и их эскорт встретили противника (от 10 до 15 истребителей) уже на подходе к цели. Кстати, в заявках Марселя значатся сплошные "Кёртисы", а летчики из двух других штаффелей вели бой почему-то с "Харрикейнами"...
    Англичане атаковали, и их немедленно начали избивать: каждую минуту 1-2 истребителя падали вниз. Марселю засчитали 5 побед, двум пилотам из 2-го штаффеля - 3 в сумме, а летчику из 1-го - 1. Всего девять побед.
    По английским данным на перехват сопровождаемых истребителями "Юнкерсов"-87 и 88 были подняты "Харрикейны" из 33-й и 213-й эскадрилий RAF. Но если 33-я отделалась только легким испугом своих пилотов, то 213-я серьезно пострадала, потеряв сбитыми разом 5 самолетов. Кроме того, был сбит оказавшийся "не в то время не в том месте" одиночный "Харрикейн" из 208-й эскадрильи, выполнявший разведывательный полет. Так как на всем фронте в это время победы одерживала только 1-я группа 27-й эскадры, то других претендентов на эти сбитые нет.
    Итого, у Марселя 2 победы подтверждаются безусловно, а 3 остальные под вопросом, т.к. есть и другие претенденты (7 побед на 4 действительно сбитых самолета).


    В сумме по всем трем боям выходит 17 побед Марселя, 10 из которых подтверждаются достоверно, 3 "не имели место быть", а оставшиеся 4 под вопросом: одна с вероятностью 50% (один сбитый на две победы) и три с 57-процентной (4 сбитых на 7 побед).
    Впрочем, достоверность побед Марселя может оказаться чуть меньше (если часть самолетов, потерянных во втором бою аса, были в действительности не сбиты, а только повреждены и разбились по дороге на базу), или чуть больше (если часть потерь, по которым не известно место и время, относятся к вечернему бою).


    Зная общие потери союзников за день, можно попытаться вычислить, с кем Марсель сражался в своем втором вылете. Как было уже сказано выше, всего было потеряно 20 одномоторных истребителей: 9 "Харрикейнов", 4 "Киттихаука", 4 "Томагавка", 2 "Спитфайера" и 1 P-40F. Все 9 "Хаукеров" и один "Супермарин" были потеряны в утреннем и вечернем боях с участием Марселя, так что остаются 4 "китти", 4 "топора", 1 "спит" и 1 P-40F.
    Исходя из того, что Марсель, путавшийся в "Харрикейнах" и "Кёртисах", правильно идентифицировал "Спитфайеры" (надо полагать, благодаря элиптическому в плане крылу), можно предположить, что и самолет, потерянный 601-й эскадрильей был правильно идентифицирован противником, а следовательно эта потеря относится к воздушному бою в начале третьего пополудни, когда немцы одержали две победы над истребителями этого типа.
    4 "Томагавка" - это потери 5-й эскадрильи SAAF. В тот день она участвовала в двух вылетах, но точных данных по их времени, к сожалению, нет. К.Шорес предполагает, что первый был рано утром, еще до первого вылета Марселя (немцы около 7 утра одержали 3 победы над P-40), а второй - одновременно со вторым боем немецкого аса. В каждом из вылетов африканцы теряли самолеты, но сколько в каком, к сожалению, не известно. Можно сказать только то, что не менее одного и не более трех за один вылет и четыре за оба.
    Два "Киттихаука" и один P-40F были потеряны в одном и том же бою: 7 "китти" из 2-й эскадрильи SAAF совместно с четверкой из американской 64 FS/57 FG во время вылета на сопровождение бомбардировщиков провели бой с 10 Bf 109. Два африканца были сбиты, а американец сумел дотянуть свой изрешеченный самолет до ближайшей посадочной площадки (которая на тот момент не использовалась ни одной из эскадрилий) и плюхнулся там на брюхо. Вероятно, это произошло при участии Ганса-Йоахима, т.к. в противном случае просто не получится набрать сразу 6 одновременно потерянных самолетов.
    Еще по двум потерянным "Киттихаукам" нет сведений ни по времени, ни даже по номеру части. В то время на истребителях этого типа в Западной Пустыне летали 7 эскадрилий: 112, 250, 260, 450, 3-я австралийская, 2-я и 4-я южноафриканские. Если вспомнить про 11 потеряных самолетов, о которых писал Джонсон, эти "Кёртисы" должны принадлежать какой-то из английских эскадрилий. Однако, он же писал про 2 Харрикейна", в то время как RAF потеряли их тогда 7 штук, так что к его информации нужно относиться с осторожностью.
    Исходя из всего вышеизложенного, можно предположить, что "6 потеряных самолетов" - это один "Томагавк" из 5-й эскадрильи SAAF, два "Киттихаука" из 2-й SAAF, один P-40F из 64-й USAAF и еще два каких-то "Кёртиса" (это могли быть как "Томагавки" из 5-й, так и "Киттихауки" из неидентифицированной части). Если это предположение верно, то одну из побед Марселя можно вычеркнуть из категории "подтвержденные данными противника", т.к. американский истребитель был потерян, но не сбит, а значит подтверждением победы являться не может.

P.S. если интересно, могу добавит имена сбитых союзных летчиков и/или немецких победителей этого дня.
Tags: Германия, асы WW2
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment