AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Типология самолетов-истребителей Первой Мировой, часть 0, выпуск 5 (продолжение)

Терминология и что-то вроде оглавления (продолжение).
Предыдущая часть была ТУТ

Часть IX. Гидро- и палубные истребители, или крылья над морем.

Вот, нашел в себе силы продолжить описание...

        Гидроистребители.
        Частью морские версии колесных машин, частью самолеты специальной разработки.


Short S.81 Gun Carrier, также известный как Short Gun-Carrying Pusher Biplane Seaplane

        Одновременно с боевым бипланом фирмы «Виккерс» (см. первый выпуск) Адмиралтейство выдало заказ и на гидросамолет подобного назначения, и в первой половине 1914 года были построены три таких аппарата, которые в соответствии с изложенной ранее классификацией можно отнести к пушечным ган-басам на поплавковом шасси.
        Из-за того, что они изначально проектировались как носители артиллерийского вооружения, они были тяжелее и больше своих сухопутных «кузенов». Первый из них – «Сопвич» тип S, выпущенный в начале года, был настоящим гигантом с размерами тяжелого бомбардировщика второй половины войны (вроде летавшей на Лондон «Готы») и закономерно низкими летными данными, что и обусловило провал проекта.
        А два других аппарата – «Сопвич Ганбас», не имевший отношения к одноименному колесному истребителю, и «Шорт Ган-Кэрриер» имели более адекватные габариты, а потому получили удачнее. Оба они были приняты флотом и попали в строевые части еще до войны, но, насколько известно, использовались только для проведения испытаний, в процессе которых на них опробовали несколько типов пушек и пулеметов.
        В серию поплавковые ган-басы запускать не стали, и первые боевые гидроистребители появились только в конце 1915 года, когда на поплавковых скаутах «Сопвич» начали устанавливать пулеметы.

    Sopwith Modified Schneider

        Поплавковая версия «Таблоида» была построена еще весной 1914 специально для участия в гонках на приз Шнейдера. У военных он поначалу интереса не вызвал, но зимой 1914-15 все же было принято решение о серийном производстве, и с февраля месяца «Сопвичи Шнейдеры» пошли в строевые части.
        В процессе серийного производства в конструкцию самолета вносили незначительные изменения, после которых название поменяли сначала на «Модифицированный Шнейдер», а затем «Бэби». До конца войны «Шнейдер»/«Бэби» активно использовался как базовый и корабельный истребитель, разведчик и (очень) легкий бомбардировщик.



    Curtiss H.12

        Других серийных гидросамолетов-истребителей на вооружение английской авиации не принимали, но был еще один класс самолетов – двухмоторные патрульные летающие лодки с массагабаритами бомбардировщика-гиганта, которые истребителями никогда не считались, но на них возлагалась вполне истребительная задача по борьбе с дирижаблями противника. Причем эта функция не только была закреплена за ними при принятии самолетов на вооружение, но и осталась без изменений по опыту боевых действий, и это обстоятельство позволяет включить их в число рассматриваемых в данном разделе типов.
        Импортные летающие лодки «Кертис» H.12 начали поступать в части RNAS еще осенью 1916 года, но к выполнению боевых вылетов их допустили только весной 1917, а с мая месяца над Северным морем началась настоящая охота за немецкими патрульными дирижаблями. Английские экипажи в мае-июне уничтожили два цеппелина, но затем немецкое командование приняло ответные меры, увеличив высоту патрулирования своих воздушных кораблей и приказав их капитанам при встрече с воздушным противником немедленно сбрасывать балласт, «запрыгивая» на недоступный самолетам потолок.
        В начале сентября стало окончательно ясно, что шансы успешной атаки упали почти до нуля, целенаправленную охоту на цеппелины прекратили, но при случайной встрече с ними обязательно следовало нападение.
        Тем временем в Англии скрестили «кертисовский» планер с заново спроектированным фюзеляжем и запустили в серию получившийся гибрид под название «Феликсстоув» F.2A, а в конце войны на фронт пошел и его увеличенный вариант F.3.

    Albatros Typ S

        Вслед за англичанами, но независимо от них созданием гидроистребителей озаботились австрийцы. Первая одноместная летающая летающая лодка была спроектирована перед войной силами флотского Флюгарсенала и построена в его мастерсих в сентябре 1914. Тогда самолет еще не нес вооружения и не совсем понятно, как его вообще планировали использовать (скорее всего, как тренировочный, или скаут-разведчик).
        В середине 1915 машина была модифицирована на фирме «Альбатрос» (австрийский филиал одноименного немецкого концерна; не тот, что впоследствии стал «Фёниксом», а еще один) и там же началась постройка малой серии (5 экземпляров) под флотским обозначением «тип S» (от Schützen – аппарат к тому времени уже рассматривался как истребитель).


Lohner L16

        Первые «Альбатросы» появились на фронте в январе 1916 и тогда же непосредственно в строю прошла переоборудование в одноместный истребитель летающая лодка «Лёнер» с серийным номером L16. Это был один из двух самолетов, строившихся по частному немецкому заказу и реквизированных флотом после начала войны. Они представляли собой модернизированные лодки типа M (это заводское обозначение), но при принятие на вооружение были отнесены к типу L (а это уже флотское), подобно более поздним «Лёнерам» серии T (очевидно, все дело было в более мощном двигателе, чем у всех прочих аппаратов серии М).
        «Альбатросы» оказались переразмеренными и недостаточно тяговооруженными для ведения воздушного боя, поэтому их предпочитали использовать только для прикрытия собственных баз, а на свободную охоту и сопровождение ударных гидросамолетов активно летал L16.


Brandenburg CC

        Под конец 1916 года на Адриатике появились серийные лодки-истребители «Бранденбург» CC немецкого производства, а год спустя на смену им пошли W.18 той же фирмы. В самом конце войны начались поставки выпускавшихся малой серией гидроистребителей «Фёникс» тип A100 австрийской постройки.

        В Италии до вступления страны в войну морской авиации фактически не существовало, но сразу после начала боевых действий она появилась, причем на основе трофейных образцов: в одном из первых же боевых вылетов из-за отказа двигателя австрийцы потеряли одну из лодок «Лёнер» тип Т (флотское обозначение тип L) и всего через пару месяцев началось производство её итальянского брата-близнеца «Макки» тип L (позже L.1).


Macchi L.2

        А в середине 1916 была выпущена малая серия «истребительных» лодок типа L.2: это были такие же двухместные машины, но с чуть более мощным двигателем и двухстоечной, а не трехстоечной коробкой крыльев, аналогичной примененной австрийцами на типе Tl. Летные данные по сравнению с «единичками» действительно улучшились, но недостаточно, поэтому все самолеты к концу года передали в учебные подразделения.

    Macchi M.5

        Неудачный опыт создания двухместного гидроистребителя был учтен конструкторами фирмы «Макки», и в июне 1917 начались поставки первой серии одноместных летающих лодок специальной разработки, получивших обозначение M.5. И эти самолеты стали самыми массовыми и эффективными летающими-лодками-истребителями в истории.
        Но кроме летающих лодок в Италии были и поплавковые гидроистребители: в июле 1916 из Англии были получены два эталонных «Сопвича Бэби», и по завершении испытаний в январе 1917 было начато их лицензионное производство на фирме «Ансальдо». Поставки должны были начаться летом 1917 и завершиться к концу года, но разворачивалось производство очень медленно, поэтому в 1917 выпустили только 4 самолета (все во второй половине года), а регулярные поставки начались только весной 1918.
        К тому времени самолет уже устарел, поэтому большинство экземпляров использовались только как тренировочные, но небольшое число аппаратов все же попало на службу в несколько секций прикрытия побережья, далеких от основной зоны боев.

    ISVA

        Нелады с производством английского поплавкового истребителя частично объяснялись наличием собственного проекта того же класса: в феврале 1917 фирма «Ансальдо» выпустила первый экземпляр поплавкового варианта SVA, известного как ISVA (Idro SVA) или SVA Am. Его выпуск, поначалу штучный, стал массовым во второй половине 1917, но их боевое применение так и осталось ограниченным.

        Во Франции первыми гидроистребителями также стали «Сопвичи Бэби» английской постройки: в конце апреля 1916 были получены два пробных экземпляра, летом – еще несколько штук, а в августе началось лицензионное производство на фирме «Анрио».


Hanriot HD.2

        В сентябре 1917 начались поставки «Анрио» HD.2 – поплавкового варианта экспортного истребителя HD.1, и с конца 1917 до последнего дня войны эти самолеты участвовали в боевых действиях, сменив «Сопвичи» в строю Эскадрильи гидросамолетов-истребителей Дюнкерка.
        Третьим и последним серийным типом гидроистребителя во Франции стал «Спад»-14 – поплавковый вариант пушечного истребителя «Спад»-12 с «настоящей» двухстоечной коробкой крыльев увеличенного размаха (на сухопутных истребителях «Спад» было одностоечное крыло с дополнительными полустойками в месте пересечения расчалок). Их поставки во флот начались весной 1918, а на фронт незначительное число машин попало летом.

        Типы гидроистребителей, воевавших в количестве хотя бы десятка машин (без учета немецких и русских): Sopwith Schneider и Baby, Curtiss H.12, Felixstowe F.2A и F.3, Brandenburg CC и W.18, Macchi L.2 и M.5, ISVA и Hanriot HD.2.


На этом муза автора покинула, так что немецкие и русские гидроистребители будут следующий раз.
Tags: ww1, Австрия, Британское Содружество, Италия, Франция, ликбез, маниловщина, справочник
Subscribe

  • ... извращения (387)

    боковик из “Luftwaffe Fighters Aircraft Profile Book No 3” Ta 152H, приписанный ко штабу JG 301, на котором 22 марта 1945 командир этой части…

  • ... извращения (386)

    боковик из журнала Авьён № 230 Spad 13 сер.№ S15654 из состава эскадрильи Spa.88, в октябре 1918 закреплённый за су-лейтенантом Марселем Коаду.…

  • ... извращения (385)

    боковик из 11 выпуска “Great War Aviation Centennial Series” Rumpler D.I с гражданской регистрацией D-288, принадлежавший аугсбургской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment