AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Типология самолетов-истребителей Первой Мировой, часть 0, выпуск 4

Терминология и что-то вроде оглавления (продолжение).
Предыдущая часть была ТУТ

Часть VIII. Двухместные истребители, или скрестить ежа с ужом.


LVG E.I

        Терминологическое: Двухместный истребитель – двухместный одномоторный самолет, специально разработанный в т.ч. для ведения воздушного боя и несущий стрелковое вооружение как на неподвижной курсовой установке у летчика, так и на подвижной у наблюдателя.

        Первый такой самолет, объединивший в себе признаки одноместного и двухместного скаутов, был построен во второй половине 1915 года в порядке частной инициативы руководства фирмы LVG: её главный инженер швейцарец Франц Шнейдер еще до войны запатентовал синхронизатор и кольцевую турель, и когда командование армейской авиации заговорило о самолетах-истребителях, решил совместить оба этих изобретения в одном аэроплане.
        Однако, Инспекция Авиации при заказе истребителей требовала от производителей воспроизведение французских идей, но никак не самостоятельного творчества, поэтому самолет интереса у военных не вызвал. Тем не менее ему все же решили дать шанс, и в декабре 1915 единственный экземпляр LVG E.I был отправлен на фронт для проведения войсковых испытаний. И кто знает, как бы в дальнейшем развивалась немецкая истребительная авиация, но «Эльфауге» до места назначения так и не добрался, попав в авиакатастрофу то ли во время перелета на фронтовой аэродром, то ли во время облета машины в армейском авиапарке.


Sopwith 1½Strutter

        Полгода спустя двухместные истребители все же появились, но по другую сторону фронта и не как самостоятельная разработка, а как эволюция серийных двухместных скаутов.
        Как уже упоминалось в позапрошлом выпуске, английские «Сопвичи Полуторостоечные» превратились в двухместные истребители и оставались таковыми вплоть до снятия с вооружения фронтовых частей летом-осенью 1917. При этом эскадрильи RFC прошли перевооружение на одноместные истребители, а части RNAS были либо расформированы, либо пересели на бомбардировщики DH.4.


Bristol F2A Fighter

        Но к тому времени в английской авиации уже появился более совершенный тип двухместного истребителя – «Бристоль Файтер», появившийся на фронте в марте 1917 и не только с успехом применявшийся до конца войны, но и стандартизированный как один из 5 типов боевых самолетов послевоенных RAF (однако, уже не как истребитель, а как самолет-разведчик).


Nieuport 12bis

        Во Франции первыми двухместными истребителями де-факто стали двухместные «Ньюпоры»-10 и 12, на которых был установлен курсовой пулемет (сначала над верхним крылом, а начиная с типа 12bis мог использоваться и синхронизатор). Но двухместные «Ньюпоры» к тому времени уже уступили истребительные функции своим одноместным «братьям», поэтому применение первых французских двухместных истребителей было эпизодическим, а с середины 1916 они уже выполняли функции связных, тренировочных и разведывательных машин.
        В английской авиации «Ньюпоры»-12 и 20 также не считали полноценными двухместными истребителями, но в апреле-мае 1917 ввиду нехватки «Полуторостоечных» одна из их эскадрилий получила целый флайт «двадцаток», что можно счесть официальным признанием их истребительного назначения.
        Летом-осенью 1916 во французских эскадрильях появились первые «Сопвичи» тип 1 – импортные и лицензионные «Полуторостоечные», но они не считались истребителями, а классифицировались как разведчики и бомбардировщики и поначалу далеко не всегда комплектовались курсовым пулеметом. Тем не менее самые первые самолеты этого типа, попавшие в разведывательные и бомбардировочные эскадрильи «пушеров», осенью 1916 использовались в качестве истребителей сопровождения.

        Но то, что командование не считало двухместные «Ньюпоры» и «Сопвичи» истребителями, не означало, что оно не признавало саму идею, и в том же 1916 году на фирме «Спад» началось проектирование двухместного истребителя, в основу которого легла конструкция разрабатывавшегося тогда же очень удачного одноместного истребителя «Спад»-7. Однако, летные данные самолета оказались хуже ожидаемых, к тому же серийное производство пришлось отложить из-за начавшегося «моторного голода» (двигатели в первую очередь шли на «семерки»), и в итоге он попал на фронт только осенью 1917 и был к тому времени переквалифицирован в разведчики.


Hanriot HD.3

        Тем временем в 1917 году была обнародована новая спецификация на самолеты класса C2 (двухместные истребители), по которой разными фирмами было спроектировано и построено более десяти прототипов, четыре из которых были запущены в серию, но на фронт успел попасть только один: за три дня до конца войны в состав 3-й бомбардировочной группы вошла одна эскортная эскадрилья на самолетах «Анрио» H.D.3.

    Roland C.II

        Германское командование, в свое время отклонившее проект Шнейдера, меньше чем год спустя само пришло к идее об использовании двухместных истребителей. В августе 1916 Инспекция Авиации выпустила спецификацию на самолеты класса CL, или «облегченный C». От них требовались летные данные близкие к таковым у одноместных истребителей, для этого предписывалось всемерное уменьшение размера и массы аппаратов, а также использование «истребительных» двигателей (менее мощных, но более легких, чем «разведывательно-бомбардировочные» моторы «четвертой категории»).
        Причиной появления нового класса самолетов стало активное использование немецких бомбардировочных эскадр, вооруженных тогда машинами класса C, для борьбы с авиацией противника в ущерб собственно бомбардировкам. После обобщения опыта Вердена и Соммы (весна-лето 1916) был подготовлен проект реорганизации разведывательной и бомбардировочной авиации, включавший создание специальной «охранной» авиации, которая бы освободила бомбардировочную от несвойственных ей истребительных задач.
        И вот 1 января 1917 года три пятых от всех боевых (читай, бомбардировочных) штаффелей армейской авиации были преобразованы в охранные (читай, эскортные). Для вооружения этих частей и предназначался класс CL.
        Как уже упоминалось в позапрошлом выпуске, за 8 месяцев до создания шутцштаффелей и за 4 до выпуска спецификации на самолеты CL на фронте появились «Роланды» C.II этим спецификациям соответствующие. А после введения со второй серии на этих аппаратах курсового пулемета, они фактически превратились в двухместные истребители, пусть их таковыми и не считали.


Halberstadt CL.II

        Последние самолеты этого типа были списаны из фронтовых частей в июле-августе 1917 одновременно с поступлением первых «Хальберштадтов» CL.II. Но к этому времени охранные штаффели занимались уже не столько охраной самолетов-разведчиков, сколько штурмовыми ударами на поле боя и в ближайшем тылу противника. Со временем процент ударных миссий только увеличивался, и к концу года они стали преобладающими. Поэтому в марте 1918 эскадрильи были официально переименованы в ударные.
        Но если самолеты эскортной авиации сначала де-факто, а потом и де-юре стали штурмовиками, то точно такие же машины класса CL, попавшие в состав разведывательных частей, часто использовались по своему первоначальному назначению.

        В итальянской и австро-венгерской авиации двухместных истребителей не знали, однако, и в их составе были самолеты, по своим характеристикам соответствующие данному определению:
        Инженеры фирмы «Австрийский Авиатик» в 1916 году параллельно с одноместным истребителем (будущим D.I) разрабатывали и его чуть увеличенный в размерах двухместный вариант. Серийные «Берги» C.I пошли на фронт летом 1917 и поступали в части разведывательной авиации. Самолеты были хорошими, но летчики их не любили и считали непригодными в первую очередь из-за слишком «истребительных» летных данных, поэтому начиная с лета 1918 их было разрешено применять только в варианте одноместного фоторазведчика.
        А в Италии в середине 1918 года появилась двухместная версия одноместного разведчика (несостоявшегося истребителя) «Ансальдо» SVA. Точнее, версий было две, но преимущественно тренировочно-вспомогательный SVA.9 нас не интересует, а разведчик и легкий бомбардировщик SVA.10 по своему вооружению, летным данным и «наследственности» вполне мог бы быть отнесен к истребителям.

        Из числа типов истребителей, воевавших в количестве хотя бы десятка машин, к данному классу относятся Sopwith 1½Strutter, Bristol Fighter, Nieuport 12 и 20, Roland C.II и самолеты класса CL.


Продолжение следует.
И в следующем выпуске будет пятая часть оглавления/терминологии...
Tags: ww1, Британское Содружество, Германия, Франция, асы WW1, ликбез, маниловщина, справочник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments