AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Типология самолетов-истребителей Первой Мировой, часть 0, выпуск 2

Терминология и что-то вроде оглавления (начало).
Продолжение. Начало было ТУТ

        Начал писать текст про «Виккерс Ганбас» и понял, что на каждый из классов истребителей будет уходить по нескольку постов, поэтому решил, что нужно сперва расписать всю классификацию, а затем уже рассказывать про отдельные типы самолетов.


Часть I. Ган-Басы, или британский тип самолета-истребителя.


Vickers F.B.5

        Терминологическое: Ган-Бас – двухместный истребитель с толкающим винтом, ферменным фюзеляжем и подвижным пулеметным вооружением в носовой гондоле.

        Многоцелевые самолеты: истребители-разведчики, позже истребители-разведчики-бомбардировщики и наконец ночные бомбардировщики, применявшиеся на фронте с февраля 1915 по июль 1917 в качестве истребителей и дневных бомбардировщиков, а в качестве ночных бомбардировщиков – с марта 1917 до последнего дня войны.
        Чисто английское явление, другим странам не свойственное: «пушеры» широко применялись всей Антантой и изредка немцами, но везде такие самолеты числились только бомбардировщиками и разведчиками и для ведения воздушных боев не предназначались.

        Из числа типов истребителей, воевавших в количестве хотя бы десятка машин, к данному классу относятся Vickers F.B.5 Gunbus, RAF F.E.2 и Airco DH.1.



Часть II. Пушечные Ган-Басы, или французский тип самолета-истребителя.


Voisin 4

        Терминологическое: Пушечный Ган-Бас – двухместный истребитель с толкающим винтом, ферменным фюзеляжем и неавтоматическим пушечным вооружением в носовой гондоле.

        Чисто французское явление. По сути это были разведчики-бомбардировщики, получившие взамен бомбодержателей и оборонительной пулеметной турели 37-мм морскую пушку (достаточно большой запас этих орудий скопился после перевооружения кораблей флота на более крупный калибр противоминной артиллерии).
        На фронте такие самолеты появились зимой 1914-15 (предположительно, в январе месяце). Изначально они рассматривались как многоцелевые аппараты для «работы» по воздушным, наземным и морским целям, но фактически их первое время применяли как «чистые» фронтовые истребители. Однако, уже с весны 1915 их основным занятием стало эскортирование «пушеров»-бомбардировщиков, и во второй половине года все ранее созданные пушечно-истребительные части были расформированы, а их самолеты переведены в бомбардировочную авиацию как истребители сопровождения.
        В начале 1916 часть соединений французской бомбардировочной авиации перешли к ночным действиям, и входящие в них «Каноны» были переквалифицированы из истребителей в самолеты обеспечения ночных рейдов: они должны были расстреливать прожекторы и подавлять огонь зенитной артиллерии. А в 4-й бомбардировочной группе, продолжавшей выполнять дневные рейды, пушечные ган-басы до конца 1916 года оставались истребителями сопровождения.

        К данному классу относились самолеты Voisin 4 (иначе Voisin-Canon) и пушечные модификации «пушеров» Breguet и Breguet-Michelin.

        В 1916 году некоторое количество пушечных «Бреге», оказавшихся в английской морской авиации, командование также предполагало использовать в качестве истребителей сопровождения, однако строевые пилоты откровенно саботировали это решение и самолеты просто простояли на краю аэродрома все время до списания.



Часть III. Двухместные скауты, или успех со второй попытки.


Morane Saulnier L

        Терминологическое 1: Скаут. В зависимости от времени и контекста под этим обозначением могут скрываться самые разные самолеты: одноместные, двухместные и даже трехместные аэропланы; как правило, только классической схемы, однако, в некоторых случаях в официальных документах скаутами значатся даже ган-басы.
        Но если брать наиболее распространенное определение, то для периода до 1915 года скаут – это более легкий, чем традиционные самолеты-разведчики одноместный, или двухместный самолет с тянущим винтом. А начиная с 1916 года скаутами стали называть любые одноместные истребители и некоторые двухместные машины, предназначавшиеся для ведения воздушного боя.

        Терминологическое 2: Двухместный скаут – самолет, одним из основных назначений которого является борьба с самолетами противника; легкий двухместный «трактор», несущий подвижное стрелковое вооружение, которым оперирует наблюдатель.


        Сами по себе скауты были известны еще с довоенных времен, и когда началась война, они состояли в боевом составе английской, французской и русской авиации, а несколько позже появились и в немецкой. Первоначально они все были невооруженными разведчиками, но достаточно быстро экипажи стали брать в полет личное (короткоствольное), или армейское длинноствольное оружие (особенно популярны были кавалерийские карабины), затем на них начали появляться различные импровизированные, а позже и заводские пулеметные установки. Однако, и после установки вооружения самолеты до поры все еще оставались разведчиками, пока ...

        В начале 1915 командование французской авиации провело стандартизацию типов боевых самолетов по их назначению, при этом аппаратам «Моран-Солнье» тип L были определены функции эскортного и патрульного самолета. Затем в апреле вышел приказ, уточняющий организацию и подчиненность авиационных частей, согласно которому на эскадрильи «Моранов» возлагались задачи по дальней разведке и ведению воздушных боев. Таким образом, самолеты, выпускавшиеся серийно еще до войны (пусть и для чужих ВВС) и воевавшие с августа 1914, 8 месяцев спустя внезапно оказались истребителями.
        Правда, пробыли они таковыми недолго, т.к. весной 1915 началось поступление в части первых полуторапланов «Ньюпор», и к сентябрю процесс перевооружения фактически завершился.
        С середины 1915 года в истребительных эскадрильях начали появляться и одноместные самолеты, и со временем их процент только увеличивался. К середине 1916 французская истребительная авиация в массе своей стала одноместной, а немногочисленные оставшиеся в строю двухместные скауты стали играть только вспомогательную роль, выполняя в основном тренировочные, связные и разведывательные полеты.

        Франция снабжала авиационной техникой всех союзников по Антанте, и вместе «Ньюпорами» тип 10 она экспортировала и саму идею истребителей такого класса.


Sopwith 1½Strutter

        Собственные двухместные скауты со специализацией на воздушный бой – «Сопвичи Полуторостоечные» в Англии пошли на фронт в апреле 1916, но уже в середине года на некоторых из них в дополнение к турельному «Льюису» начали ставить и синхронный «Виккерс». С осени 1916 такой комплект вооружения стал уже правилом, что превратило самолет в первый серийный двухместный истребитель (об этом классе будет также рассказано в следующем выпуске).

        В Италии кроме «Ньюпоров» истребителей такого класса не было, но по какому-то непонятному выверту начальственного сознания в ходе реорганизации ВВС 1 декабря 1915 эскадрильи «Авиатиков» были классифицированы как истребительные и формально продолжали оставаться таковыми вплоть до осени 1917.
        И хотя эти итальянские копии немецких предвоенных разведчиков нельзя назвать ни истребителями, ни скаутами, но это единственная категория, к которой их можно было бы отнести дабы не плодить лишних сущностей.


Roland C.II

        В августе 1916 германское командование, ранее не признававшее никаких одномоторных двухместных самолетов воздушного боя, подготовило спецификацию для перспективных самолетов класса CL – двухместных эскортных истребителей, а за 4 месяца до этого на фронте появились самолеты-разведчики почти идеально ей соответствующие. И хотя «Роланды» C.II никогда не считали истребителями, их, как предтеч самолетов класса CL, имеет смысл все же к таковым отнести.
        Самолеты первой серии, не имевшие курсового пулемета, соответствуют определению двухместного скаута, а начиная со второй серии (лето 1916) «Вальфиш» стал уже полноценным двухместным истребителем.

        Истребители, относящиеся к классу двухместных скаутов: Morane Saulnier L и LA (только во Франции), Nieuport 10 и 12, Spad серии A, Sopwith 1½Strutter (только в Англии), Aviatik (SAML) и Roland C.II.



Часть IV. Двухмоторные ган-басы, или лучшие из худших.


Caudron G.4

        Терминологическое: Двухмоторный Ган-Бас – двухместный двухмоторный самолет с подвижной пулеметной установкой в носовой кабине.

        Промежуточный вариант между ган-басом и описанным ниже воздушным крейсером. Чисто французское явление. И ко всему прочему класс, состоящий из одного единственного представителя.

        С самого момента появления истребительной авиации Франция была в ней лидером как по качеству самолетов, так и по количеству. Но «нельзя быть слишком богатым, слишком худым, или слишком вооруженным» (с), а имеющихся в наличии и в ближайших планах скаутов заведомо не хватило бы для завоевания господства в воздухе, поэтому на помощь им необходимо было подыскать других воздушных бойцов.
        Однако, состоявшие на вооружении французской авиации разведчики даже по меркам 1915 года были плохо приспособлены для ведения воздушного боя, поэтому командованию пришлось выбирать лучшего из худших, и с середины 1915 года к патрулированию над линией фронта стали привлекать недавно появившиеся на фронте двухмоторные «артиллерийские» аэропланы фирмы «Кодрон».
        Слишком архаичные как по конструкции, так и по внешнему виду, эти самолеты были недостаточно скоростными и недостаточно маневренными для такой задачи, но они по крайней мере были лучше в этом, чем составлявшие основу французской авиации «Вуазены» и «Фарманы».
        А в августе 1915 «Кодроны» G.4 были официально классифицированы (среди прочих функций) как эскортные истребители для разведывательной и бомбардировочной авиации, и с октября 1915 по весну 1916 в составе бомбардировочной авиации была одна специализированная эскортная эскадрилья на этих самолетах. Затем «Кодроны» из бомбардировочных соединений были выведены, но в разведывательных частях они продолжали использоваться в качестве патрульных и эскортных истребителей вплоть до конца лета-начала осени 1916.

        Единственный самолет данного класса – Caudron G.4 (только во Франции).



Часть V. Воздушные крейсера, или германский тип самолета истребителя.


AEG G.II

        Терминологическое: Воздушный крейсер – многомоторный многоместный истребитель с несколькими подвижными пулеметными, или пушечными установками.

        Сама по себе идея двухмоторного многоместного самолета воздушного боя высказывалась авиационными теоретиками еще тогда, когда ни одного тяжелого аэроплана не существовало в природе, и о первых попытках её практической реализации уже было рассказано в предыдущем выпуске.

        В Германии создание первых тяжелых самолетов было обусловленно обнародованной еще весной 1914 года спецификацией на самолеты класса III (трехместные, с большой дальностью и продолжительностью полета). В ней, однако, ничего не говорилось ни о воздушном бое, ни о стрелковом вооружении вообще, в отличии, например, от разведчиков класса II, которым полагался оборонительный пулемет. Но в итоге, когда дело дошло до постройки прототипов, старая идея воздушного крейсера вновь овладела умами.
        Первые серийные двухмоторники пошли на фронт в июне 1915. Они тогда рассматривались как многоцелевые самолеты с явным преобладанием истребительных функций и наравне с «боевыми одноместниками» распределялись по 1-2 экземплярам между частями сначала разведывательной, а позже и бомбардировочной авиации. Однако, в воздушных боях «гросс-кампф-флюгцойги» показали себя не лучшим образом и к началу 1916 года их использование в качестве истребителей окончательно сошло на нет.


Caudron R.4

        Тем временем по другую сторону западного фронта французское командование, осознававшее все недостатки и архаичность «Кодронов» G.4, выдало заказ на разработку самолетов категории A3 (трехместный разведчик) для их замены. Новые аппараты должны были нести две пулеметные турели, обеспечивающие защиту как в передней, так и в задней полусфере. Число двигателей не оговаривалось, но большинство проектов были двухмоторными.
        Первые двухмоторные A3 пошли на фронт в июне 1916 года, и в зависимости от места службы им определялась разная роль: первая перевооруженная на них эскадрилья стала истребительной, а все последующие относились уже к разведывательным. Кроме того, отдельные экземпляры распределялись по эскадрильям одномоторных разведчиков и вплоть до лета, или начала осени 1918 использовались там как дальние разведчики и эскортные истребители.

        По опыту истребительного применения двухмоторных самолетов было решено создать уже «настоящий» трехместный истребитель (категория C3), и по этому заданию был спроектирован «Кодрон» R.11. В марте 1918 на этот тип прошла перевооружение упомянутая выше французская эскадрилья двухмоторных истребителей, а летом было сформировано несколько новых эскадрилий, и все они были определены в состав соединений бомбардировочной авиации как эскортные.

        Самолеты, относящиеся к классу воздушных крейсеров: AEG G.II, Gotha G.I, Caudron G.6 и R.4, Letord 1, 2 и 5 и Caudron R.11.


Продолжение следует.
И в следующем выпуске будет вторая часть оглавления/терминологии...
Tags: ww1, Британское Содружество, Германия, Италия, Франция, ликбез, маниловщина, справочник
Subscribe

  • дыбр

    Только что свалилось на почту уведомление об очередном спамовом комментарии к одному из старых постов. Полез по ссылке удалять, и с удивлением…

  • фигня какая-то

    Что-то я вчера-сегодня столкнулся с тем, что несколько сайтов - не правительственных, или политических, ничего такого, а Аэродром (сайт и форум про…

  • Ох уж эти улучшатели...

    Эти "улучшатели" ЖЖ'шные, кажись, кат таки сломали. И теперь когда он ссылается на информацию других журналов (т.е. во френд-ленте и при всяких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • дыбр

    Только что свалилось на почту уведомление об очередном спамовом комментарии к одному из старых постов. Полез по ссылке удалять, и с удивлением…

  • фигня какая-то

    Что-то я вчера-сегодня столкнулся с тем, что несколько сайтов - не правительственных, или политических, ничего такого, а Аэродром (сайт и форум про…

  • Ох уж эти улучшатели...

    Эти "улучшатели" ЖЖ'шные, кажись, кат таки сломали. И теперь когда он ссылается на информацию других журналов (т.е. во френд-ленте и при всяких…