AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Типология самолетов-истребителей Первой Мировой, часть 0

Вступление, или откуда есть пошла истребительная авиация.

        Первая Мировая война принесла целый ряд изменений в технике и тактике, и одним из нововведений стала истребительная авиация. Но сами по себе самолеты-истребители появились и даже были запущены в серийное производство еще до начала войны.
        Первые идеи и проекты самолетов для воздушного боя были частной инициативой различных изобретателей и теоретиков, на уровне командования ВВС эти работы первыми санкционировали англичане: в декабре 1912 Адмиралтейство выдало фирме «Виккерс» контракт на постройку «экспериментального боевого биплана-носителя пулемета», а в декабре 1913 уже Военное Министерство заказало выпуск пробной серии из 6 аппаратов по улучшенному проекту.


Vickers Destroyer (позже ему задним числом присвоили обозначение E.F.B.1) – экспонат Олимпиа Аэро Шоу 1913 года. Этому самолету так и не суждено было подняться в воздух (во время первого испытательного полета он разбился прямо на взлете), но он стал родоначальником целого семейства.


        Эта шестерка «Виккерсов Ган-Басов» (т.е. «Пулеметных Автобусов») стала первыми в мире серийными истребителями. Их постройку закончили к середине лета 1914, и формально приняли на баланс летного корпуса в сентябре.

Один из «Ган-Басов» первой серии – Vickers F.B.4 сер.№ 664, осень 1914.


        Некоторые другие английские компании в 1913-1914 годах тоже проектировали «носители вооружения», построенные по схеме самолета с толкающим винтом, ферменным фюзеляжем и расположением вооружения в носу фюзеляжной гондолы, но до решения о принятии на вооружение кого-либо из них до начала войны так и не дошло.
Grahame-White Type 6 – один из конкурентов «Виккерсов» и F.E. в борьбе за адмиралтейский заказ. Самолет также был представлен в Олимпии в 1913 году.


        Вслед за англичанами, созданием самолетов воздушного боя озаботились и их союзники с другого берега Ла-Манша: летом 1913 года штаб французской армейской авиации обнародовал требования к четырем классам перспективных военных самолетов. Все спецификации включали бронезащиту для экипажа и двигателей, и это обстоятельство обусловило провал всех проектов по причине невозможности добиться нужной тяговооруженности.
        Самолеты класса № 3 предназначались для борьбы с самолетами и дирижаблями противника. Это должны были быть двухместные самолеты, вооруженные пулеметом, или автоматической винтовкой (т.е. ручным пулеметом).



Nieuport Destroyer сер.№ N44.


        В первой половине 1914 года несколько фирм построили прототипы самолетов-истребителей, каждый из которых был выполнен по традиционной схеме с тянущим винтом. В начале лета самолеты были представлены на испытания, которые они благополучно провалили, показав неудовлетворительные характеристики. В серию ни одного из них не запускали, но после объявления мобилизации все имеющиеся прототипы были приняты армией и направлены на фронт.


"Истребитель" Blériot с говорящим именем «La Vache» (фр. «Корова»), воевавший летом-осенью 1914 в эскадрилье DO.22. Этот самолет был оснащен пулеметной установкой, которую с полным основанием можно назвать как минимум странной: пулемет размещался прямо внутри кабины наблюдателя, в левом борту которого ниже плоскости крыла была прорезана узкая амбразура. Сектор обстрела был ограничен направлением вбок-вниз-назад, что серьезно ограничивало возможности самолета в бою, тем не менее именно на нем была одержана первая французская воздушная победа.


        Класс № 4 был заявлен как «дальний многоместный самолет для специальных миссий». Термин «специальная миссия» в документе не расшифровывался, и командан Эмиль Доран построил по этой спецификации свой «Энтерсептёр» (т.е. «Перехватчик») – двухмоторный 2-3 местный истребитель с пулеметным вооружением (проект предусматривал три отдельные кабины и две стрелковые точки с пулеметным, или пушечно-пулеметным вооружением, но на прототипе было только две кабины и одна стрелковая точка). Как и прочие бронированные истребители, он не был запущен в серию, но с началом войны мобилизован и отправлен во фронтовую часть, но никаких данных о его возможном боевом применении не сохранилось.

Dorand Intercepteur.


        К категории «воздушных крейсеров» также можно отнести и русский «Илья Муромец», контракт на серийное производство которого был подписан в мае 1914. В технических требованиях к этим самолетам упоминалось «артиллерийское вооружение для борьбы с воздушным флотом» – 37-мм морская пушка «Гочкис», которую планировали использовать для борьбы с цеппелинами. Но результаты пробных стрельб в августе 1914 оказались отрицательными, и начиная с четвертого корабля орудийно-пулеметные платформы перестали устанавливать, а самолеты освободили от любых истребительных задач.


Первый экземпляр Ильи Муромца (тип А зав.№ 107) в конце 1913. На полозах шасси размещена орудийно-пулеметная площадка. Идея была хорошая, но исполнение явно подкачало: в полете стрелкам было очень сложно и крайне опасно на неё выбираться.

Илья Муромец тип Б зав № 135 с 37-мм пушкой на подфюзеляжной платформе, август 1914. Перед отправкой корабля на фронт пушку демонтировали, заменив её пулеметом.


        Еще одной страной, начавшей создавать истребительную авиацию еще до начала мировой войны, стала Греция. Её представители в марте 1914 заключили в Англии контракт на постройку «Сопвичей Ган-Басов», вооруженных пулеметом «Льюис». Эти самолеты были сухопутной модификацией уже выпускавшихся для греческой морской авиации гидросамолетов «Сопвич Грик Сиплейн», поэтому решили обойтись без постройки и испытания прототипов. С началом боевых действий на поставки заграницу было наложено вето, и самолеты пошли на вооружение английской авиации.



Вверху: в полете Sopwith Greek Seaplane.


Слева: один из «Греческих гидропланов», которых не успели отправить заказчику до начала войны. Он был реквизирован Адмиралтейством, переставлен на колесное шасси и оснащен пулеметом.



        Таким образом по состоянию на начало осени 1914, серийные истребители были только в Англии, но они пока еще служили только в тылу. Все французские предвоенные проекты оказались мертворожденными, однако прототипы участвовали в боях. В других странах самолетов-истребителей тогда не было, как не было и планов на их постройку.
        Опыт первых месяцев Великой войны заставил англичан и французов активизировать работы по самолетам воздушного боя, а конструкторам и военным других стран – присоединиться к ним в этом начинании.

        Все серийные истребители, воевавшие на фронтах Первой Мировой войны в количестве хотя бы нескольких экземпляров, можно разделить на 10 основных категорий (классификация авторская и не во всем совпадает с общепринятой).


Продолжение следует.
И в следующем выпуске будут Ган-Басы...
Планы поменялись, и в следующем выпуске будет первая часть терминологического раздела.
Ган-Басы тоже будут, куда же без них, но не раньше четвертого пятого выпуска...
Tags: ww1, Британское Содружество, Россия, Франция, ликбез, справочник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments