AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Да, я люблю ... (56)


Боковик из Avions № 179

Dewoitine D.520 сер.№ 318, на котором в 1941 году на авиабазе Оран-Ла Сения "играл за команду Виши" будущий Герой Советского Союза и лучший ас Нормандии-Неман, а тогда еще ничем не примечательный сержант 2-й эскадрильи GC I/3 Марсель Альбер.
        Летчик летал на этом самолете начиная с середины июня 1940 и по начало октября 1941. Истребитель представлен в своей итоговой окраске после введения "рабских полос" летом 1941.


        Марсель Альбер записался в аэроклуб как только ему исполнилось 18 лет, и в феврале 1936 приступил к обучению полетам. Уже в ноябре он получил "туристический" (т.е. любительский) пилотский диплом, а в июле следующего года сдал экзамены на диплом классом выше (тоже туристический).
        В апреле 1938 по программе срочного увеличения численности ВВС он был принят курсантом-добровольцем в армейскую летную школу и в июле получил диплом военного летчика. В августе его произвели в капралы, в ноябре - в капрал-шефы.
        Летом 1939 курс обучения был завершен, и 7 августа Альбер получил назначение в GC II/1 (самолеты D.500 и 510), но ровно месяц спустя (т.е. уже после начала войны) его отправили доучиваться в Шартр в Центр Подготовки Истребительной авиации [CIC].

        Завершив "продвинутый" курс подготовки, 15 февраля 1940 сержант Альбер прибыл для прохождения службы в GC I/3. Эта часть тогда летала на MS.406, а в марте-апреле прошла перевооружение на D.520. Наш герой был определен в состав 2-й эскадрильи, где за ним был закреплен бортовой (точнее, хвостовой) номер 14.
        В апреле летчик был госпитализирован по болезни и вернулся в строй 13 мая. Днем позже он совершил свой первый боевой вылет, принял участие в своем первом воздушном бою и одержал свою первую воздушную победу (точнее, даже две победы: "достоверную" в паре с другим летчиком и "предположительную" лично). В мае он добавил на свой счет еще одну предположительную победу, но это был его последний успех за время французской кампании. 18 июня самолеты группы, в т.ч. и пилотируемый Альбером борт 318, перелетели в Северную Африку.

        При новой власти летчик продолжал служить в прежнем подразделении, и в апреле 1941 комэск представил его к званию сержант-шефа. В сентябре командование утвердило представление, и 14 октября приказ о присвоении звания должен был вступить в силу, но именно в этот день Марсель пропал без вести.
        Тем утром проходили учения, в которых приняли участие "Девуатины" GC I/3, но из 11 самолетов обратно на базу вернулись только 8. Один из пилотов доложил по радио о неисправности двигателя и грядущей вынужденной посадке, а два других (в т.ч. и Марсель Альбер) просто растворились в воздухе. Чуть позже, однако, стало известно, что все три пропавших сержанта (Альбер, Дюран и Лефевр) благополучно приземлились на английском аэродроме в Гибралтаре.

        Все трое в декабре добрались до Лондона и 19-го числа записались в ряды FAFL. 1 января Альбер получил назначение в британскую летную школу, а 1 марта был направлен в 61-ю OTU (по факту прибыл туда через пару дней). В том же месяце ему присвоили звание "аспиран", а 13 мая он был зачислен в состав флайта 'B' 340-го сквадрона RAF, который во французских документах проходил как 2-я эскадрилья 2-й истребительной группы "Иль-де-Франс".
        В Англии Альбер воевал на "Спитфайрах" Mk.Vb и совершил 48 боевых вылетов. Подтвержденных побед он не имел, но один поврежденный "фоккер" в июле 1942 на него все же записали. В том же месяце он узнал о сборе добровольцев для службы в России и изъявил такое желание.

        Приказ о переводе в GC3 был получен 14 августа, 26-го он морем отправился в Африку, потом "землей" до Сирии, где в начале октября присоединился к своей новой части. Закончив сбор персонала, "Нормандия" через Иран перебазировалась в СССР и в январе 1943 приступила к тренировочным полетам, а в марте пошла на фронт.
        На восточном фронте Альбер начал воевать рядовым пилотом в звании су-лейтенанта (его присвоили в середине декабря 1942), в сентябре 1943 стал командиром 1-й эскадрильи, в ноябре был произведен в "полные" лейтенанты, а в самом конце следующего года - в капитаны.
        На истребителях Як-1 поздних серий (с пониженным гаргротом) и Як-9 он одержал 21 воздушную победу (в т.ч. 6 личных), еще один самолет противника был ему записан как предположительно сбитый.
        В конце ноября 1944 ему присвоили звание Героя Советского Союза, а 12 декабря исключили из списков части и отправили во Францию. В последние недели службы в "Нормандии-Неман" ас успел полетать (но не повоевать) на новых Як-3.

        Отгуляв отпуск, капитан Альбер был готов начать новый "боевой тур" и прибыл на аэродром GC3 30 апреля, но война закончилась прежде, чем он успел вернуться к выполнению боевых заданий.

        Всего за время Второй Мировой войны Марсель Альбер одержал 22 "достоверные" победы и 3 "предположительные" (считая по французской системе).



Сержант Альбер в кабине своего D.520 сер.№ 318, сентябрь-октябрь 1940.


И позирует рядом с ним в начале октября 1941.

В октябре 1941 эта машина все еще была записана за Альбером, но в закончившийся угоном тренировочный полет он ушел на другом аппарате - D.520 сер.№ 102.
Tags: aviation art, ww2, Франция, асы WW2, извраты, самол.Dewoitine, тыловые асы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments