AlexWW1 (alexww1) wrote,
AlexWW1
alexww1

Categories:

Да, я люблю извращения (52)



боковик из оспреевских болгаро-словацких асов

Истребитель Ла-5ФН, в сентябре 1944 действовавший в районе Банской-Бистрицы (Словакия).
Стандартный камуфляж и обозначения, принятые в ВВС РККА. Казалось бы, причем тут Лужков заявленная тема? Ан нет, она тут действительно к месту:[Spoiler (click to open)]
Во-первых, это не советские ВВС, а 1-й чехословацкий истребительный авиаполк, который в сентябре 1944 перебросили в Словакию для поддержки национального восстания;
Во-вторых, пилот этого самолета штабни ротмистр [*] Антон Матушек стал асом на истребителях с крестами и свастиками.

*. "Ротмистр" в Чехословакии не имел никакого отношения к кавалерийским капитанам, а был сержантско-фельдфебельским званием.

        Матушек записался на службу в ВВС Чехословакии еще в 1937 году, но закончил обучение только в середине лета 1939 уже в независимой Словакии и получил назначение в 39-ю летку (самолеты Avia B-534), сохранившуюся еще с чешских времен.
        В составе этой части в сентябре 1939 он поучаствовал в польской кампании, а зимой 1939-40 гг прошла реорганизация словацкой авиации, в ходе которой старые 38-я и 39-я летки были слиты в новую летку с номером 11 (самолеты те же).
        В рядах 11-й чатник (младшее сержантское звание) Матушек воевал на восточном фронте с июня по август 1941 и с июля по сентябрь 1942. В последнем случае летка участвовала в противопартизанских действиях, для которых устарелость бипланов "Авиа" не была недостатком.
        А в апреле 1943 он уже в звании ротника был включен во "второй состав" 13-й летки, также известной как 13.(slow.)/JG 52, который должен был сменить на фронте "первый состав" этой части. Но прежде пополнение должно было освоить Bf 109G, поэтому до фронта летчики добрались только в конце июня.
        В июле-августе Матушек одержал 12 воздушных побед в боях с советской авиацией, а 9 сентября вместе с ведомым перелетел на сторону противника.

        После этого он поучаствовал в "турне" по советским фронтовым аэродромам, читая лекции об особенностях "мессера", а позже (согласно версии явно восходящей к мемуарам) совершил 28 боевых вылетах в качестве <дополнительного> штурмана на "Бостонах", действовавших в районе базирования 13-й летки.

        В декабре 1943 его зачислили в ряды Чехословацкой Народной Армии в звании штабного ротмистра (это довоенный вариант этого звания, позже его переименовали в "надротмистра"). Первое время он служил в сухопутных войсках, а в марте 1944 получил направление в летную школу, в которой прошел переучивание на "Лавочкины", и в начале апреля зачислен в состав 128-го чехословацкого отдельного иап. Это название относилось к советской авиации и с 1 июня его заменили на чешское (оно указано вверху под цветным боковиком).
        В начале августа часть достигла боеготовности, но в бой её бросили только в сентябре, когда возникла необходимость оказать помощь Словацкому национальному восстанию. 15 сентября первые самолеты перелетели на аэродром Три Дуба, а с 18 числа полк приступил к выполнению боевых вылетов.
        Более месяца полк, в составе 2-го перутя ("крыла" - фактически эскадрильи) которого воевал Матушек, действовал в Словакии, но "наземная" обстановка с каждым днем ухудшалась и 25 октября авиаторы получили приказ уничтожить все неисправные самолеты и прочее авиационное имущество, а на исправных машинах перелететь на "большую землю".
        Но во время перелета двигатель на истребителе Матушека отказал, и он сел на вынужденную в словацких горах. Удача от летчика все же не отвернулась, и он сумел избежать пленения и присоединился к партизанам, а потом в конце января 1945 сумел перебраться через линию фронта. В конце февраля его зачислили в состав 2-го чехословацкого истребительного авиаполка (также на "Лавочкиных"), а за три дня до конца войны его перевели обратно в 1-й.


И, до кучи, Bf 109G-4 сер.№ 19347 из 13.(slow.)/JG 52, на котором 9 сентября 1943 перелетел к противнику ротник Матушек, а прежде на этом самолете летали разные летчики, в т.ч. ротник Ян Режняк:

вверху боковик из HPM 7/2006, внизу - из Авьёна № 192




Tags: aviation art, ww2, Чехословакия, асы WW2, извраты, самол.Ла
Subscribe

  • ... извращения (384)

    боковик из польской монографии по He 100 от издательства «Милитария» He 100 V1 сер.№ 1901, проходивший заводские испытания в начале 1938.…

  • Истребители USAAF в Северной Африке, июль 1942 – июнь 1943 (IV)

    Чемпионы Колонки таблицы: 1) ФИО; 2) число побед на 30.6.43; 3) общее число побед (если отличалось); 4) дата «асовской» пятой победы;…

  • ... извращения (383½)

    переделанный боковик из Air-Britain Archive № 2/2009 Potez 29/2 зав.№ 1216 – югославской [точнее, пока ещё сербо-хорватско-словенской]…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments